Страна Россия
Производитель
Годы производства 1881
Кол-во построенных: 1
Экипаж 1+30
Сухая масса, 1 тн
Одной из задач, стоящей перед боевой техникой, является доставить солдата в нужный пункт в нужное время. И при этом с наименьшими усилиями и наибольшей скоростью. В крупных городах в 19 веке быстро появилась конка, но была та же проблема, что и у паровозов, провести сухопутных вагон вне рельсового пути было невозможно. Русский изобретатель и инженер-самоучка Федор Блинов предложил и построил "вагон на гусеницах". Первый шаг к бронетранспортеру.
Родился Блинов в 1827 году в селе Никольском, Вольского уезда. Саратовской губернии. Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу и устраивается работать на пароход. Пройдя путь от бурлака до машиниста. Прослужив 25 лет на пароходе Геркулес в 1877 году Блинов возвращается в родное Никольское и уже через год получает патент на "Вагон с бесконечными рельсами".
Вагон был похож на большую платформу с деревянными кузовом и рамой. К раме крепились две подрессоренные тележки. На колеса тележек были одеты гусеницы: замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. C первого раза в получении патента отказали. Но, придумав идею "вагона" Блинов пытается найти инвестора в свой проект. Через год в 1878 году купец Канунников, подал ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову привилегии. Привилегия на изобретение № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году Крестьянину Фёдору Блинову, на особаго устройства вагонъ съ безконечными рельсами, для перевозки грузовъ по шоссейнымъ и проселочнымъ дорогамъ ...». Гусеницы были независимы, что позволяло поворачивать вагону за счет разного хода гусениц.
В начале 1880 года Федор Блинов уезжает в уездный Вольск, где работает механиком на цементном заводе и строит «вагон». Уже к лету 1880 года «вагон» построен и испытан в разных условиях. Пароконная упряжка спокойно таскала "вагон" с 500 пудами (3 тонны), для обычных телег понадобилось бы в пять раз больше коней. Собственно на этом история и заканчивается. Нет информации ни о развитии проекта, ни об его истории. Смотря с высоты лет легко предположить, что при такой конструкции гусеничная цепь легко сваливалась, вернуть ее назад было тяжело и муторно, и если для перевозки грузов по территории например фабрики еще можно было терпеть, то выпускать на перевозку в город было накладно.
В русскую историю Федор Блинов вошел как изобретатель "первого в мире гусеничного трактора". С очень большой степенью вероятности можно сказать, что это "фэйк-ньюс". История создания трактора, да и вообще вся история жизни во многом мифологизирована и не подтверждается. 1. Первый подтвержденный трактор на гусениц построил в 1869 году Джордж Миннис из Айовы.2. Не существует патента, или даже заявки на патент, касательно чего либо с гусеницами и двигателем, вот на "Вагон" есть, а на "Трактор" нет. 3. Во всех историях трактора описано что он был показан на Нижегородской ярмарке в 1896 году, но эта ярмарка была одна из первых с которой сохранилось много фотографий, например первого российского автомобиля Яковлева и Фрезе. Но нет ни одной фотографии ни частной, ни общей на которой есть хоть что то похожее на трактор. Есть только информация в каталоге выставке среди карт и планов о том, что Блинов Ф предлагает Паровоз с бесконечными рельсами в здании XX. ) 4. Нет вообще никаких описаний ни трактора ни движителя, ничего нет. Только "фейк-картинка" "сконструированная в 50-е годы.
В 1879 году в Англии был построен Вагон Пелата (Pellatt's Tram-Plate Wagon) по конструкции W.Pellat из Клеркенвилля. Прицеп по конструкции был очень близок к патентованному вагону Блинова, но имел ряд особенностей в конструкции движителя. Задача ставилась такая же: снизить усилие которое необходимо для того, чтобы тянуть тяжелый вагон. Было показано две тележки - одна грузоподъемностью 1 тонна - фермерский прицеп, вторая маленькая на несколько человек. Судя по всему это был демонстратор, так как показывалось, что один человек способен перемещать тележку с нагрузкой в тонну. В планах был 3-х тонный прицеп, который уже мог иметь и практический смысл. Из интересного конструкция движителя с направляющими колесами и поддерживающими роликами.
источники:
благодарю @Nur Nur за изображение из патента, лучшего качества, чем было у меня
ttps://arsenal-info.ru/b/book/2764517002/7
http://elsso.ru/cont/ppl/230.html