Современные популярные песни, авторам которых надоело использовать стандартную схему «куплет-припев-куплет» и размер 4/4.
1. Underworld — Born Slippy.NUXX
В 1996 году британский коллектив Underworld выпустил сингл «Born Slippy». Оригинальная запись не привлекла к себе большого внимания, чего не скажешь о другом треке, вошедшим в релиз. B-Side композиция «Born Slippy.NUXX» — совершенно другая песня со схожим названием. Коллектив признавался, что приставка «.NUXX» появилась во время работы в студии: в какой-то момент студийный компьютер начал работать с ошибками, приписав к названию проекта песни «Born Slippy» расширение «.NUXX».
Популярность к композиции пришла после выхода фильма Дэнни Бойла «На игле» (Trainspotting, 1996),в котором композиция сопровождает финальные сцены ленты.
Искаженный вокал Карла Хайда в куплетах звучит против ритма, создавая ощущение речитатива, сопровождаемого мощным монотонным битом. В треке нет как такового разделения на припевы и куплеты, а бит и звуки синтезатора проходят через всю песню, то обрастая новыми звуками, то становясь более минималистичными в своем звучании.
Самое интересное происходит в конце песни: как только в аранжировке появляются атмосферные пэды, звукоряд попросту заканчивается, оставляя приятные впечатления с небольшой недосказанностью.
2. Katy Perry ft. Juicy J — Dark Horse
Идеи использованные продюсером в этой песне, стали величайшим трендом поп-музыки 2014 года. Речь идет о песнях с отсутствующими припевами.
В начале композиции нет ничего особенного: куплет на низком бите с использованием одного лупа. На временной отметке в районе 1:00 начинается предприпевная часть, обрастающая синтезаторами, усиленным битом и свипами. Именно здесь и происходит самое интересное. Вместо того, чтобы привести слушателя к ожидаемому припеву, композиция откатывается назад и возвращается к куплету.
Последняя часть «Dark Horse» (чуть далее отметки в 3:00) встречает слушателя эпичным крещендо, приводящим… в окончание композиции. Таким образом, песня несколько раз обнадеживает слушателя скорым появлением припева, которого в «Dark Horse» попросту нет.
Помимо этой песни, похожее аранжировочное решение можно услышать в песне Джейсона Деруло «Wiggle», композиции Арианы Гранде «Focus» и треке Игги Азалия «Black Widow».
3. Nicki Minaj — Anaconda
При прослушивании композиции Ники Минаж создается впечатление, что это не песня, а набор музыкальных зарисовок, дропов и идей. Девушка больше читает, чем поет, а структура самого трека далека от традиционных аранжировок — слишком тяжело определить, где начинаются и заканчиваются разные части «Anaconda».
В основе «Anaconda» лежит музыка из трека «Baby Got Back» в исполнении Sir Mix-a-Lot, что позволяет называть песню Ники своего рода кавер-версией трека Sir Mix-a-Lot.
4. Demi Lovato — Cool For The Summer
С точки зрения композиции хит Деми Ловато ничем не выделяется: структура песни стандартна и построена на известной формуле «куплет-припев-куплет». Интерес вызывает неожиданное появление в аранжировке гитары в предприпевной части с последующим за ним проигрышем, построенном на гитарно-синтезаторных партиях.
Песню «Cool For The Summer» написал композитор Саван Котеча, ранее работавший с Бритни Спирс и Арианой Гранде. В одном из интервью Котеча рассказывал, что специально для «Cool For The Summer» он подготовил гитарный проигрыш, которому не находилось места в аранжировке. Композитор не мог решить, куда его лучше поместить: перед припевом или после него. Решение оказалось «на поверхности», и Котеча поместил проигрыш и перед, и после припева.
5. Journey — Don’t Stop Believin’
Эту рок-классику знает каждый. Несмотря на изученность, стоит посмотреть на песню с точки зрения аранжировки.
Припев песни, состоящий из одной строчки вынесенной в название трека, появится после нескольких куплетов, бриджа и гитарного соло. Таким образом, припев песни начинается на временной отметке в 3:30 — примерно в том месте, где большинство рок-композиций обычно заканчиваются.
Такое неторопливое движение по аранжировке придает «Don’t Stop Believin’» особого шарма. По мере звучания, ожидание кульминационной части трека нарастает все с большей силой, чтобы наконец порадовать слушателей великолепным припевом.
6. DJ Fresh feat. Sian Evans — Louder
DJ Fresh — поклонник нестандартных ритмов и аранжировок, а в его творчестве преобладают необычные песни. Для примера послушайте синглы «Make U Bounce» и «Dibby Dibby», в которых хватает интересных решений, синкопированных ходов и ритмических сдвигов.
На первый взгляд перед нами обыкновенный танцевальный трек, но его темп и ритм позволяют говорить о нестандартной структуре композиции. Песня начинается в темпе 140 ударов минуту, а затем теряет в скорости, опустившись до отметки в 70 ударов в минуту. Такой ход создает ощущение, что «Louder» принадлежит к музыке в стиле дабстеп. Тем не менее ближе к концу песня вновь разгоняется, но уже до 170 ударов в минуту (темп DnB).
7. Alanis Morissette — Uninvited
Трек Аланис Мориссетт «Uninvited» вошел в саундтрек фильма «Город ангелов» (City of Angels, 1998) с Николасом Кейджем и Николь Кидман в главной роли, получил премию Грэмми и стал клубным хитом после выхода ремикса от The Freemasons.
Композиция начинается с простого риффа на фортепиано, а аранжировка развивается неспешно, постепенно обрастая струнными инструментами. Дополняет картину и текст «Uninvited» в стиле «поток сознания», популярном в зарубежной народной музыке (как таковая строфическая форма из разряда «что вижу, то пою»).
8. Corona — Rhythm Of The Night
Эта клубная классика при ближайшем рассмотрении выглядит не так просто, как может показаться изначально.
Самое необычное в «Rhythm Of The Night» — припев, состоящий из квадратов в 5 тактов, а не 4, как это обычно бывает. Такое решение создает немного рваное ощущение при прослушивании припевов.
Также стоит отметить интересный проигрыш в эдакой рейв-стилистике после припева, благодаря которому песня переходит из До минора в До мажор.
На этом пока все. Продолжение следует)
P.S. Всем хорошей музыки!)