Американский вертолет Chinook -пожалуй, самая известная машина продольной схемы. Удобство этой схемы для грузовых вертолетов весьма велико: она допускает широкий диапазон центровок, что особенно удобно и при работе с грузом на внешней подвеске. Однако были попытки применения продольной схемы и на небольших вертолетах. Расскажем о них.
В 1966-м фирма Filper в США разработала двухместный вертолет Filper Beta 200. Интересно, что до этого фирма не занималась авиатехникой, а выпускала оборудование для консервной промышленности. Врочем, 60-е были годами вертолетного бума, вертолеты строили повсеместно.
Вертолет оснащался поршневым мотором (расположенном в носовой части) мощностью 210 л.с. Летал со скоростью до 170 км/ч. Интересной особенностью была необычная подвеска лопастей винтов с балансировочными грузами- система "гирофлекс".
Машина получилась очень красивой и стильной в смысле дизайна. Есть в нем, мне кажется, что-то итальянское. Было построено несколько прототипов.
Вскоре сделали и четырехместный вариант: модель 400, с удлиненным фюзеляжем. Предлагалась и модель 300, газотурбинным двигателем. Интересно, что на вертолете был установлен штурвал, а не обычная вертолетная ручка - для облегчения переучивания с самолетов.
Дела фирмы шли недурно, вертолеты продавались достаточно хорошо: вспомним, что тогда, в 60-х, была популярна идея личного вертолета в каждом гараже (этой великой мечте уже больше 70 лет, и почему-то она не осуществилась).
Однако после авиакатастрофы с отрывом лопасти (погиб пилот) фирма свернула свою деятельность. Производство прекратили.
Конструктор Йованович (США), работавший по тематике автожиров, также создал два небольших продольных вертолетика: двухместный МС-4
Вертолет построили в нескольких экземплярах, в серию он не пошел. Позже Иованович сделал четырехместный вариант Jovair Sedan 4A (1962г): летал со скоростью до 170 км/ч. Этот вертолет даже получил сертифкат типа в США. Однако до серии дело так и не дошло...
Пока остановимся на этом. Прошу читателей делиться информацией о маленьких вертолетах продольной схемы, если автор что-то упустил.
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Газотурбинные квадрокоптеры
Атомные дирижабли
Первый турбовинтовой
Первый двухпалубный
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Вертолет в рюкзаке
Реактивный кукурузник
Синхроптер: танец с саблями
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или из Москвы в Бангкок прямым рейсом
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!