Найти тему

Микро-Чинуки : малыши продольной схемы

Американский вертолет Chinook -пожалуй, самая известная машина продольной схемы. Удобство этой схемы для грузовых вертолетов весьма велико: она допускает широкий диапазон центровок, что особенно удобно и при работе с грузом на внешней подвеске. Однако были попытки применения продольной схемы и на небольших вертолетах. Расскажем о них.

В 1966-м фирма Filper в США разработала двухместный вертолет Filper Beta 200. Интересно, что до этого фирма не занималась авиатехникой, а выпускала оборудование для консервной промышленности. Врочем, 60-е были годами вертолетного бума, вертолеты строили повсеместно.

Filper Beta 200
Filper Beta 200

Вертолет оснащался поршневым мотором (расположенном в носовой части) мощностью 210 л.с. Летал со скоростью до 170 км/ч. Интересной особенностью была необычная подвеска лопастей винтов с балансировочными грузами- система "гирофлекс".

Filper Beta 200. По-моему, вертолет смотрится очень стильно.
Filper Beta 200. По-моему, вертолет смотрится очень стильно.

Машина получилась очень красивой и стильной в смысле дизайна. Есть в нем, мне кажется, что-то итальянское. Было построено несколько прототипов.

  Filper Beta 200
Filper Beta 200

Вскоре сделали и четырехместный вариант: модель 400, с удлиненным фюзеляжем. Предлагалась и модель 300, газотурбинным двигателем. Интересно, что на вертолете был установлен штурвал, а не обычная вертолетная ручка - для облегчения переучивания с самолетов.

Модель 400
Модель 400

Дела фирмы шли недурно, вертолеты продавались достаточно хорошо: вспомним, что тогда, в 60-х, была популярна идея личного вертолета в каждом гараже (этой великой мечте уже больше 70 лет, и почему-то она не осуществилась).

-6

Однако после авиакатастрофы с отрывом лопасти (погиб пилот) фирма свернула свою деятельность. Производство прекратили.

Конструктор Йованович (США), работавший по тематике автожиров, также создал два небольших продольных вертолетика: двухместный МС-4

МС-4
МС-4
-8
МС-4
МС-4

Вертолет построили в нескольких экземплярах, в серию он не пошел. Позже Иованович сделал четырехместный вариант Jovair Sedan 4A (1962г): летал со скоростью до 170 км/ч. Этот вертолет даже получил сертифкат типа в США. Однако до серии дело так и не дошло...

Jovair Sedan 4A (1962г)
Jovair Sedan 4A (1962г)

Пока остановимся на этом. Прошу читателей делиться информацией о маленьких вертолетах продольной схемы, если автор что-то упустил.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Газотурбинные квадрокоптеры

Атомные дирижабли

Первый турбовинтовой

Первый двухпалубный

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Вертолет в рюкзаке

Реактивный кукурузник

Синхроптер: танец с саблями

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или из Москвы в Бангкок прямым рейсом

Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!