С 1 июля вступило в силу более 170 изменений в закон о госзакупках. Иван Кузнецов, руководитель юридического отдела Тендерного агентства «Концепт», рассказывает о пяти самых важных нововведениях и их последствиях для бизнеса.
Все станет быстрее
Электронные аукционы до 300 млн рублей с 1 июля являются короткими и могут проводиться за 7 дней, а рассмотрение первых частей заявок по-прежнему занимает 1 рабочий день.
Сократились сроки 10-дневного ожидания после внесения изменений в план-график. Раньше необходимо было выждать 10 календарных дней — теперь 1. Это значительно ускоряет процедуру закупок.
Такое изменение сложно назвать положительным для бизнеса: если ранее за 10 дней можно было увидеть новую процедуру и подготовиться к ней, то теперь необходимо оперативнее отслеживать информацию. Если участник вовремя не увидел изменения –– упустил возможность принять участие в процедуре.
Увеличен максимальный порог «быстрых» контрактов. Раньше заключение контракта без проведения процедур было возможно с бюджетом до 100 тысяч рублей — теперь этот порог подняли до 300 тысяч рублей. Этот формат удобен для любых закупок, сумма которых не превышает указанного порогового значения и довольно часто применяется, например, для закупок недорогих товаров: от канцелярских товаров до расходных материалов к оборудованию.
Изменения для строителей
Теперь в контракте по строительно-монтажным работам можно менять не только объемы, но виды работ на 10 % от цены контракта в большую или меньшую сторону. Но есть и несколько моментов, которые, на наш взгляд, не пойдут на пользу рынку.
По новым правилам все закупочные процедуры на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос объекта капитального строительства до 2 млрд рублей могут осуществляться за 7 дней — коротким аукционом. Раньше максимальный предел строительных коротких аукционов был 3 млн рублей. Естественно, с таким бюджетом речь шла о небольших объектах. А сейчас за неделю можно будет провести аукцион, скажем, на строительство больницы. Просто проанализировать проектную документацию объекта капитального строительства за 7 дней крайне сложно. А принимая во внимание, что нужно еще посчитать маржинальность и подготовить документы, то принять участие в этой закупке представляется практически невозможным.
В этих же процедурах отменена «Форма 2», содержавшая требования к материалам, используемым при выполнении работ. Законодатель счел, что если есть проектная документация, то все требования к товару указаны в ней, и нет необходимости требовать еще что-либо расписывать. Авторы поправок ссылались на то, что «Форма 2» имела коррупционную составляющую, с ее помощью недобросовестными заказчиками отсеивались ненужные участники. Сейчас бизнесу достаточно иметь опыт выполнения аналогичных работ и он может уже участвовать в таких торгах.
Участников на торгах теперь станет больше. Это может привести к демпингу, так как при госзакупке важна только цена и тот, кто максимально ее снизил, становится победителем. Такая конструкция в свою очередь может привести в будущем к срыву проектов, потому что по заниженным ценам подрядчики просто не смогут выполнить своих обязательств.
«На наш взгляд, строительные работы нужно проводить только конкурсами с ограниченным участием, чтобы можно было оценить квалификацию предпринимателей и качество выполняемых работ. Оценка должна осуществляться по нескольким критериям, а не только по цене».
Интервью Журналу
Ваш Концепт.
Наш официальный сайт
Наш канал Youtube
Наш Instagram