Речь идет о поселении Благословенное, которое возникло в 1871 году на левом берегу реки Амур, позже территория Еврейского Автономного Округа Биробиджан, в Амурской области. С точки зрения истории корейцев в России и СССР, это поселение примечательно тем, что появилось в результате первой значительной попытки российского правительства переселить большое число корейцев от русско-корейской границы в Южном Уссурийском Крае. Первый крупный эксперимент по переселению корейцев можно, таким образом, рассматривать как предшествующий печально известной массовой депортации всех советских корейцев с Дальнего Востока в 1937. Самые подробные сведения, относящиеся ко времени возникновения Благословенного, оставил Вагин (1875). «Наконец, 27 июня, 103 семьи корейских поселенцев, в их числе 246 мужчин и 185 женщин, всего 431 человек, были переселены в Пузино. Эти люди были родом из Янчихе (38 семей: 89 мужчин и 56 женщин) и Тизинхе (65 семей: 157 мужчин и 129 женщин).» (Кириллов, 1895). Новое корейское поселение возникло на землях казаков, и больше никого не переселяли туда до самого 1918 года. «1 августа [1871] их перевезли к Самаре, где уже приготовлены были 5 000 бревен. 2 августа они начали строить дома. Корейцы сами решили строить дома похожими на те, что они видели в русским поселениях. Вначале, лишь 15 человек из числа корейцев взяли в руки топоры и принялись за постройку…»
Вместе с тем, по свидетельству современников, несмотря на материальную помощь, которую в таких размерах не получали русские переселенцы, усилия местной администрации сделать из корейских переселенцев зажиточных хозяев не увенчались успехом. Корейцы продолжали сохранять прежний уклад жизни и ведения хозяйства, кастовую отчужденность, «в душе оставались корейцами и интересы, порядки и обычаи родины были более близки их сердцу, чем все русское».
Впоследствии переселение корейцев в этот район было приостановлено, т.к. пришлые корейцы переселяться на Амур за счет своих средств не желали, а выделить средства из государственной казны для этой цели возможности не было. Площадь поселка была довольно обширной, и каждое хозяйство имело при усадьбе большой огород. Дом и надворные постройки строились почти на средине двора; поэтому в пожарном отношении Благословенное было благополучнее русских сел. Однако это благополучие аннулировалось тем, что Благословенное совершенно не имело пожарного обоза. Улицы были разбиты почти правильными кварталами. Ширина улиц была нормальная. Зато санитарное состояние улиц, надо сказать, прямо отвратительно. Весь скот: лошади, коровы, свиньи спят на улице около двора. Канав на улице нет - вода, и грязь долго не высыхают. Поэтому улицы страшно загажены, и духота на улицах невыносимая. Село вокруг было обнесено глинобитной стеной, высотою в сажень (это примерно 2 метра 20 сантиметров), в которой были устроены блиндажи и бойницы. По этой стене зимой устанавливались караулы, и село охранялось от нападения хунхузов. Летом стена заслоняет собой вид на реку и делает село еще более серым и неприветливым. На жителях села не было видно полного русского костюма, а какой-то смешанный, иногда довольно пёстрый, неслышно было и правильной русской речи, а раздавалась коверканная, ломаная речь с преобладающими гортанными и шипящими звуками. Вся обстановка, утварь и занятия ничего русского не напоминали, представляя свои особенности. Даже внешний вид села производил какое-то особенное впечатление. Кругом была мертвая тишина, и нередко на улицах нельзя было увидеть ни одной души. Такого рода впечатления получалось при посещении этого села. Старожилы Октябрьского района Еврейской автономной области, где находится село Благословенное, рассказывают, что из-за пахотных угодий и климата корейцы назвали это село Благодатным, а после постройки церкви и принятия православия стали его называть Благословенным. В 1872 г. почти все взрослые переселенцы, желавшие стать христианами, были присоединены к Русской Православной Церкви. В мае 1872 г. в селе Благословенном церковно-приходская школа для корейских детей была открыта. Церковно-приходская школа помещалась в специально для этой цели построенном деревянном здании на каменном фундаменте. Постройка была сделана на средства крестьянского общества села Благословенного и обошлась около 4000 рублей, причем 500 рублей получено было в виде пособия от Училищного Совета Благовещенской Епархии, на средства которого и содержалась главным образом школа. Школьное дело среди корейцев села Благословенное шло успешно во многом потому, что после окончания церковной школы у корейских детей появлялась возможность устраиваться на работу приказчиками, телеграфистами, писарями и даже чиновниками. Некоторые из них смогли продолжить дальнейшее обучение в средних и даже высших учебных заведениях. В годы массовой коллективизации трудящиеся корейских хозяйств в подавляющем большинстве объединились в колхозы. Десятки корейцев пошли в город на работу на предприятия, учиться в ВУЗы, техникумы. Корейское хозяйство стало активнее приобщаться к так называемой европейской культуре.
К 1937 г. в с. Благословенном насчитывалось более 500 дворов. По периметру его окружал земляной вал высотой около двух метров, который с разных сторон имел несколько въездных ворот. Все в селе было так, как принято у корейцев. Дома были построены в корейском стиле, хоть и с русскими элементами, родной речью оставался корейский язык, в брак вступали только с соотечественниками, а сельское хозяйство вели в соответствии с корейскими традициями. 26 сентября в кабинете Далькрайкома партии ВКП(б) было принято решение, «О депортации корейцев из Дальневосточного региона». Датой отправления эшелонов с депортированными корейцами было назначено 28 сентября 1937; посадочной станцией должна была стать Ин. Но что поразительно – репрессии против корейского населения начались 24 сентября, то есть, на два раньше, чем решение было одобрено в кабинете Дальрайкома ВКП(б).
В этот день, в 4 часа утра, несколько десятков машин с сотрудниками НКВД прибыли в села Благословенное и Екатерино-Никольск. В течение 4-5 часов, люди были вынуждены бросить почти все свои пожитки (дома, домашнюю утварь, вещи и, самое главное, землю, на которой они трудились почти 70 лет) и были отправлены в областной центр [Биробиджан, где проходила железнодорожная трасса]. Здесь были подготовлены 60 вагонов для перевозки их в южные регионы страны. Для многих из них, наших бывших соотечественников, это путешествие стало последним в жизни. Невозможно выразить горе и трагедию, обрушившиеся на корейцев. Их даже не предупредили за сутки, чтобы они подготовились к переселению… Более 4 500 корейцев, проживавших в Еврейском Автономном регионе, были депортированы раньше, чем планировалось.» Так завершилась история Благословенного, корейского села, созданного в 1871 на берегу Амура в результате царистского эксперимента по переселению народностей, лишь для того, чтобы быть уничтоженным 56 лет спустя в результате еще более решительного и жестокого эксперимента по этнической депортации. Благословенное являет собой уникальный пример корейского поселения в России, о котором не только оставлено множество документов, но которое было изучено за более чем полувековой период своего существования на Дальнем Востоке. Существуют многочисленные описания корейских поселений, образованных в Приморье начиная с 1863, но ни одна из этих деревень не привлекала столько внимания и неоднократных исследований, посещений и описаний, как село Благословенное. Таким образом, в некотором смысле Благословенное является микроскопом в изучении Корё сарам, до и после депортации.
В статье использовались материалы книги профессора Росса Кинга Благословенное – корейское поселение на Амуре, 1871-1937