Библия для писателей – неисчерпаемый источник вдохновения. Неудивительно, что те или иные сюжеты мы практически в неизменном виде встречаем в мировой литературе. За исключением известных всем теологических размышлений Достоевского, Толстого, Булгакова, в литературе встречается немало интересных и неожиданных библейских трактовок. Главные мировые сюжеты упоминает даже Джордж Мартин, который считает себя ярым атеистом. С помощью ReadRate вспомните эти произведения. И конечно, читайте первоисточник. Так вернее.
Всем известно, что Клайв Стейплз Льюис всю сознательную жизнь изучал Книгу книг. На родине писателя, в Англии, известность ему принесли вовсе не «Хроники Нарнии», а христианские передачи, которые он вёл на радио во время Второй мировой войны. Они успокаивали взволнованных людей, дарили им долгожданный покой. Если вы помните, сюжет книги «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» очень похож на пересказанную для детей историю о Сотворении мира и роли божественного в этом процессе.
Библейский персонаж Варавва – человек, выпущенный под амнистию Понтием Пилатом вместо Иисуса Христа, – вскользь упоминается в священном тексте. В книге шведского писателя, нобелевского лауреата Пера Лагерквиста ему отдано центральное место. Казалось бы, преступник, выпущенный на свободу, должен радоваться. Однако в голове у него проносится миллион мыслей, которые раньше просто не пришли бы Варавве в голову: что делать с внезапным проявлением добра, не стал ли он носителем особой миссии? Он начинает сомневаться в верности выбранного им пути, и это сомнение терзает душу. Роман «Варавва»удостоен экранизации, в которой очень мало сюжета и много размышлений.
Фильм по книге «Бен-Гур» Лью Уоллеса получил рекордное количество «Оскаров» – одиннадцать. Книга – история юноши, которому нужно сделать трудный выбор между верой и жизнью, содержит в себе подробное описание рождения Иисуса, чудес Христа, Иудиного поцелуя и распятия. Потомок иудейского рода Бен-Гур был вынужден бежать из своей страны, оставив родных. И он будет мстить друзьям, которые предали его. В России известный фильм 1959 года удалось посмотреть только в середине девяностых. В СССР он был запрещён из-за религиозной пропаганды.
Страшный в своей откровенности роман «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в одной из своих сюжетных линий содержит размышления о предательствах и доносах 1937 года. Автор извлекает на свет историю об Иуде, говорит о возможном втором предателе, оставшемся неизвестным. Библейский сюжет всплывает неслучайно: в книге о сталинских репрессиях друг становится доносчиком.
Говорят, что машинистка, набиравшая роман Томаса Манна, вернула ему гигантскую рукопись со словами: «Герр Манн, теперь я знаю, как это было на самом деле». Притча об Иосифе и его братьях, очень компактная в Библии, разливается у Манна сотнями страниц. Иосиф и другие персонажи становятся осязаемыми, цветными, очень живыми. Они проживают свою жизнь в сомнениях и мучениях и очень много размышляют о смыслах.
Как Библия связана с фантастическим сборником рассказов «Путешествия Тафа» Джорджа Мартина, где главный герой – большой и добрый социопат? Таф путешествует по Галактике и пытается втюхать всем и каждому свои «отборные товары по низким ценам». В тексте встречаются сюжеты тайны умножения хлебов («Хлеба и рыбы») и казней египетских. Что очень интересно, поскольку в каждом интервью Мартин подчёркивает, что он абсолютно нерелигиозен.
Норвежский писатель Юстейн Гордер у себя на родине написал немало учебников по философии и богословию. Было это давно, но не зря: именно глубокое проникновение в историю религии помогло ему впоследствии стать мировой знаменитостью. Роман «Мир Софии», художественное погружение в религию и философию для подростков, стало открытием и для многих взрослых. Относительно простыми словами о трудных вещах – это дорогого стоит, недаром произведение переведено на 53 мировых языка. Кстати, у Гордера есть ещё библейская книга для детей «Рождественская мистерия».
Трудный роман «Детство Иисуса» нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее даже на самой последней странице не даст вам полноценного ответа на то, при чём здесь Библия и Иисус. Речь в книге идёт о необычной семье, живущей в дистиллированном мире, где нет волнений, сомнений, радостей и печалей. Всем в нём уютно и ровно, а вот этой семье – как-то не очень. На самом деле по тексту разбросаны отсылки к тому или иному библейскому событию, только всё это зашифровано, спрятано. Для продвинутого и пытливого читателя поиск этих шифров может стать интересной игрой не на одну неделю.
Известная притча об Иеффае и его дочери, изложенная в Библии, занимала немецкого писателя Лиона Фейхтвангера. До такой степени, что на закате жизни он написал роман «Иеффай и его дочь», где попытался разобраться, что двигало девятым из судей израильских, какой была та эпоха, где грань между человеческой ответственностью и божественным провидением. Книга удивительно дублирует напевность и ритм библейских рассказов.
Один из самых сильных прозаиков современности Андрей Геласимов переосмыслил библейский сюжет о Рахили, одной из жён Иакова, которая дала жизнь ребёнку ценой собственной жизни. Такая же Рахиль, только из второй половины XX века, является одной из героинь романа Геласимова. Высшие смыслы любви и всецелой преданности автор переносит на общую бессмысленность жизни и разочарованность в существовании профессора – филолога, который ничего не может сделать с толком и расстановкой, любит, но не может спасти любимых. Тут бы самое время искать спасения в вечных ценностях, но поезд уже ушёл.
Источник:
https://readrate.com/rus/ratings/bluzhdayushchie-bibleyskie-syuzhety-10-luchshikh-knig