Диктат красоты не так всесилен, а способен навредить карьере, выяснили психологи. MarketWatch делится подробностями на эту тему.
В обществе давно закрепилось мнение, что люди с привлекательной внешностью легче находят работу и больше зарабатывают. Например, в ходе одного из экспериментов рекрутеры получали одинаковые резюме, но с разными фотографиями. Красавчиков приглашали на встречу с работодателем, а письма обычных соискателей часто оставались без внимания.
Но новое исследование, опубликованное в научном журнале Американской психологической ассоциации, наводит на мысль, что при приеме на работу, которая относится к числу непрестижных, «прекрасные лебеди» оказываются в более уязвимом положении, чем «гадкие утята».
Эти результаты опровергают привычную закономерность, что работодатели настроены лучше к симпатичным людям, чем к тем, кому не так повезло с физическими данными. Принято считать, что красивые люди кажутся окружающим более яркими личностями — им склонны приписывать умение общаться, сообразительность и другие навыки, которые важны с деловой точки зрения.
Исследователи провели четыре психологических эксперимента, в ходе которых:
62% участников выразили уверенность, что привлекательных соискателей разочарует непрестижная работа;
62% предпочли принять симпатичного кандидата на востребованную должность вместо того, чтобы предложить ему заурядную позицию;
около 60% остановили свой выбор на кандидатах с заурядными внешними данными, когда требовалось закрыть малозначительную вакансию.
Авторы исследования пришли к выводу, что такое неравенство может иметь самые нежелательные последствия, ведь непрестижные профессии составляют значительную долю вакантных мест на рынке труда. К ним в рамках эксперимента были отнесены представитель службы сервиса, рабочий склада и домработница, а в группу востребованных должностей попали IT-специалист и младший менеджер. Прежние научные работы действительно доказывали, что красивые люди полезнее для своих компаний — но речь шла прежде всего о занимаемых ими высоких должностях. Но в жизни большинство людей сталкиваются как раз с непрестижной работой. Например, 50 млн американцев, или треть трудоспособного населения, трудятся в таких секторах, как общественное питание, продажи и административная поддержка.
Также выводы исследования Мэрилендского университета разрушают утверждение, что существует прямая связь между экономическим благополучием и внешней привлекательностью. Оказалось, что когда интервью проводят люди, которым предстоит бок о бок работать с будущим сотрудником, то они предпочитают нанимать некрасавцев, если видят в них потенциальных конкурентов.