Впервые песня «Перемен!» прозвучала в 1986 году, но широкую популярность приобрела только год спустя. Ставшая крылатой фраза «перемен требуют наши сердца» со временем обросла эпохальными значениями, хотя изначально несла в себе простой посыл и олицетворяла изменения внутри человека. Последующие приплетения композиции к политическим событиям больше спекулятивны, чем реальны, но не об этом речь.
Песня стала этаким гимном того времени, определённых общественных кругов, а позже и многих поколений. Её наравне с другими музыкальными произведениями слушали, пели, подпевали и наигрывали все, кому не лень. Впрочем, так же делают и сейчас. Да и не только с этой песней, но и с многими другими конца 80, начала 90 годов.
Если пройти по основным пешеходным улицам Екатеринбурга, позависать в переходах, обойти городской пруд, то в конце концов можно ощутить ненавязчивое присутствие советского и постсоветского духа. Проще говоря, «совка», хотя это слово появилось значительно раньше. Всё это происходит здесь и сейчас, вот правда и люди уже не те, и время прошло, и жизнь стала другой. Но совок крепко засел в уличных «музыкальных коллективах», так усердно разбросанных по разным массовым точкам центральной части города. Наверняка вы не раз слышали, что там играют и о чём поют?
За исключением, может быть, нескольких окультуренных временем «постоянных резидентов» цента города вы услышите одни и те же музыкальные композиции, исполняемые в совершенно разных, но зачастую совершенно уродских стилях. Преимущественно безголосые, но вроде как научившиеся играть на гитаре люди так и норовят показать всем свои умения, способности и безудержность полученной свободы. И среди всего этого многоголосого, но при этом довольно разляпистого балагана ничего интересного, как ни странно, не происходит. Ни 10 лет назад, ни сейчас. Одни и те же песни, одни и те же виды, одни и те же точки. От этого становится грустно и хочется уйти. Как можно быстрее и как можно дальше.
Репертуар улиц очень хорошо подходит старшему поколению, прошедшему 15 летний период «расцвета русского рока» уже по больше мере в сознательном, а то и совсем зрелом возрасте. Отчасти, возможно, ещё и тем, кто так усердно но, порой, безосновательно называет себя рокерами. Исполнение песен Кино, Гражданской обороны, Чижа, Ногу свело и прочих в настоящее время выглядит чем-то похожим на попытку повторно сжечь сожжённого. Изнасилование мёртвого без особых на то причин.
Даже с учётом принятия во внимание глубинных смыслов текстов, хорошей, хотя и не всегда, музыки, наполненности каким-то своим тяжёлым и великим смыслом, всё это действо мне кажется совершенно пустым с культурной точки зрения. Я допускаю возможность бессмертности произведений, прохождения сквозь время и сохранение актуальности поднимаемых проблем, но я также допускаю и необходимость оставлять определённые вещи в определённых местах. Каждое такое произведение, ставшее популярным в своё время, должна либо остаться в нём, либо быть объектом персонального вожделения, либо быть уместной в данном месте в данное время.
Я сомневаюсь, что услышанное «Перемен!» 6 раз за 30 минут в разных стилях способствует расцвету ландышей в подмёрзших от погоды сердцах уральцев. Поэтому не врите себе, ваши сердца не требуют перемен. Они хотят остаться там, где уютно и тепло.