Найти тему
Артхив

Брат-2: талантливые родственники известных художников, которые оказались в тени. Часть 1

Оглавление

У знаменитых живописцев Лиотара, Климта, Аргунова, Брюллова, Васнецова, Коровина, Бенуа, Сведомского, Левитана были не менее талантливые братья-художники, а у Маковского и Поленова — сестры.

«Великий Карл» и Александр Брюлловы

Они родились в Санкт-Петербурге, в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. Буква «в» в фамилии братьев появилась в 1822 году по Высочайшему указу императора Александра I, в котором также было дано его разрешение на поездку Брюлловых за границу — совершенствовать мастерство. Произошло это после успешного окончания ими Академии художеств.

1. Карл Брюллов. Автопортрет . Авторское повторение
2. Карл Брюллов. Портрет  Александра Брюллова
1. Карл Брюллов. Автопортрет . Авторское повторение 2. Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова

Александр, как и Карл, был отличным портретистом — «рисовальщиком акварелью», но сделал имя благодаря архитектурным проектам, которые возводились в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Еще во время заграничного турне он увлекся изучением развалин древних городов и истории архитектуры. Представив проект реставрации помпейских терм, получил звание архитектора Его Величества и множество других регалий. В Северной столице и сегодня стоят здания, созданные по его чертежам.

Портрет Н. Н. Пушкиной. Александр Павлович Брюллов, 1831
Портрет Н. Н. Пушкиной. Александр Павлович Брюллов, 1831

Проектировал Александр и дом той самой графини Юлии Самойловой в Славянке. К слову, он создали и портрет музы Карла Брюллова. Хотя братья писали графиню примерно в один период (а Карл — бесчисленное количество раз в разные годы), разница между взглядом влюбленного мужчины и просто хорошего художника весьма заметна.

1. Карл Брюллов. Портрет  графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини
2. Александр Брюллов. Портрет  Юлии Самойловой
1. Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини 2. Александр Брюллов. Портрет Юлии Самойловой

Александр пережил младшего брата, умершего вдали от родины, на целых четверть века, но слава «великого Карла» затмила его.

Васнецовы: «Аполлинарий, робкая тень Виктора»

Так незаслуженно называют младшего брата Виктора Васнецова некоторые критики. Но те, кто хорошо знаком с творчеством, научными и философскими работами Аполлинария, именуют его «универсальным человеком» и сравнивают с Леонардо да Винчи.

1. Виктор Васнецов. Автопортрет
2. Николай Кузнецов. Портрет  Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея
1. Виктор Васнецов. Автопортрет 2. Николай Кузнецов. Портрет Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея

Аполлинарий был на 8 лет младше Виктора, ставшего после смерти родителей его ближайшим другом. «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись», — эти слова Виктора он запомнил на всю жизнь.

Братья происходили из династии священников, и по семейной традиции поступили в Вятское духовное училище, но оба с детства проявляли способности к живописи. Позже Виктор переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств, и со временем забрал туда брата: он хотел и Аполлинарию дать художественное образование. Но тот решил стать народным учителем и уехал в деревню. Правда, вскоре вернулся в город, обосновавшись в Москве, где в то время уже жил Виктор с семьей. С тех пор и до конца дней жизнь Аполлинария была связана с искусством.

При том, что формально специального образования Васнецов-младший так и не получил, если не считать уроков ссыльного польского художника Михала Эльвиро Андриолли, которые он брал, будучи подростком, и, конечно, наставничества брата Виктора и мастеров из его окружения — Поленова, Репина, Антокольского.

За варкой варенья. Аполлинарий Михайлович Васнецов
За варкой варенья. Аполлинарий Михайлович Васнецов

В Москве он увлекся изучением истории города и стал одним из первооткрывателей неизвестных (точнее, забытых) прежде фактов. Аполлинарий воссоздавал ее «древний облик», для чего досконально изучал все, что было связано с московскими улицами и зданиями, собирал сведения о быте и особенностях жизни в интересующий его период. А потом все детально воссоздавал на картинах.

Московский Кремль. Аполлинарий Михайлович Васнецов
Московский Кремль. Аполлинарий Михайлович Васнецов

Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования. А свои картины он представлял во время заседаний Комиссии, подтверждая соответствие изображенных на них зданий документальными справками и комментариями ученых. Такими же подробными и педантично выверенными были его труды по истории искусства, истории и философии.

«Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живет, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба», — вспоминал один из присутствующих.

Старинный Великий Новгород. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1901
Старинный Великий Новгород. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1901

Братья знали друг о друге все: тесно общались даже в те долгие десять лет, которые Виктор провел в Киеве, расписывая Владимирский собор. Аполлинарий Васнецов пережил Виктора на 7 лет. Он оставил более 350 картин и не менее 1000 этюдов, став создателем нового жанра — «исторического пейзажа».

«Певец радости» Константин и «чудак-ретроград» Сергей Коровины

Братья Коровины — старший Сергей и младший Константин — родились в купеческой семье в Москве, окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На обоих, по словам Михаила Нестерова, «были обращены надежды всей школы» (в которой Сергей 10 лет учился, 19-ть — преподавал). В остальном же их биографии и творчество ни в чем не совпадали.

1. Валентин Серов. "Портрет художника Константина Алексеевича Коровина"
2. Владимир Маковский. "Портрет Сергея Коровина". 1892 г. Национальный музей в Варшаве (MNW)
1. Валентин Серов. "Портрет художника Константина Алексеевича Коровина" 2. Владимир Маковский. "Портрет Сергея Коровина". 1892 г. Национальный музей в Варшаве (MNW)

«Между родными братьями… да и между их талантами больше было черт противоположных, чем общих», — заметил однажды художественный критик Павел Эттингер. «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством», — сказал о Коровиных живописец Милорадовича.

1. Константин Коровин. "У окна". "Искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой", - считал он.
2. Сергей Коровин. "Жницы". По его мнению «искусство не есть наслаждение, утешение или забава: искусство есть великое дело», и к этому делу он относился со всей серьезностью.
1. Константин Коровин. "У окна". "Искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой", - считал он. 2. Сергей Коровин. "Жницы". По его мнению «искусство не есть наслаждение, утешение или забава: искусство есть великое дело», и к этому делу он относился со всей серьезностью.

Сергей стал продолжателем традиций передвижников, писал «самые мрачные стороны бытия русского крестьянства»: еще в юности художник отправлялся на лето в Подмосковье, где делал зарисовки и наблюдал, наблюдал…

В присутственном месте. Сергей Алексеевич Коровин, 1900
В присутственном месте. Сергей Алексеевич Коровин, 1900

Сергея ценили и уважали как талантливого преподавателя, но за глаза называли «запоздавшим чудаком». В творчестве он не боялся затрагивать остросоциальные темы: такой стала его работа «На миру». «…его „Сходка“ — один из самых значительных жанров в русском искусстве», — восхищался Нестеров. А брат Константин не раз говорил: «Сережа талантливее меня, но как печальна его муза!»

К Троице. Сергей Алексеевич Коровин
К Троице. Сергей Алексеевич Коровин

«Да мало ли было превосходных, совершенно оригинальных начинаний у Сергея Коровина!» — написал в своих воспоминаниях о нем Михаил Нестеров. Увы, не многим из них довелось воплотиться: Сергей Алексеевич умер, «не выполнив и малой доли того, что таилось в его богатой натуре, в благородном сердце его». Он ушел из жизни в пятьдесят, оставив множество незавершенных проектов, один из которых — панно «Куликовская битва», заказанное «для украшения Московского исторического музея».

Панно «Куликовская битва», 1900 — 1908 годы. Бумага на картоне, масло. Размер 40,4×91 см
Панно «Куликовская битва», 1900 — 1908 годы. Бумага на картоне, масло. Размер 40,4×91 см

Картина «Куликовская битва» является эскизом неосуществленного панно для Московского зала Российского Исторического музея (сейчас — Государственный Исторический музей (ГИМ). 1895 году Ученый совет музея сделал заказ на изготовления панно, посвященного Куликовской битве, Валентину Серову, эскизы которого не удовлетворили специальную комиссию и заказ перешел Сергею Коровину. Художник с радостью принял его и создал большое количество вариантов композиций.

«Продукты художественной семьи» Александр и Альберт Бенуа

Вообще-то, в этой творческой династии было трое братьев, отличившихся на ниве искусства: кроме художника и искусствоведа Александра, художника и архитектора Альберта, был архитектор и педагог Леонтий Бенуа, участвовавший в создании более чем полусотни зданий в обеих столицах, Киеве и за рубежом. Но поговорим о живописцах.

1. Сергей Иванов. "Портрет А.Н.Бенуа", 1944. Государственный Русский музей, С.-Петербург
2. Николай Кузнецов. "Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа"
1. Сергей Иванов. "Портрет А.Н.Бенуа", 1944. Государственный Русский музей, С.-Петербург 2. Николай Кузнецов. "Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа"

Они родились в семье академика, профессора архитектуры Николая Бенуа с разницей в 18 лет: сначала Альберт, потом Александр. Тонкости изобразительного искусства младший брат постигал под руководством старшего: отучился на юридическом факультете, но Императорскую академию художеств (ИАХ), в отличие от Альберта, Александр так и не окончил.

Получив архитектурное образование, Альберт предпочел градостроительству живопись и посвятил себя акварели. За особые успехи он получил возможность отправиться за счет Академии в заграничное турне. Оттуда привез удивительные итальянские пейзажи — и был удостоен звания академика, а затем на протяжении многих лет преподавал акварельную живопись в ИАХ. Впоследствии Альберт Бенуа был назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III(сегодня — Государственный Русский музей).

Коронация Николая II, иллюминация в Москве, 1896 г.
Коронация Николая II, иллюминация в Москве, 1896 г.

В живописи «его особенно привлекали эффекты заката солнца», — писал Бенуа-младший, уверяя, что брат работал с поразительной быстротой и точностью: иногда казалось, что созданный за полчаса этюд возникал, словно по волшебству.

Привал путников у костра. Альберт Николаевич Бенуа
Привал путников у костра. Альберт Николаевич Бенуа

Наверное, именно так родились его «Берег Финского залива», «Роща», «Вечер на взморье» и множество других работ, которые восхищают так же, как«Владимирский дворец в Санкт-Петербурге», «Морской вид» и «Озеро Лугано».

…Братья Бенуа были связаны еще и по линии жен: они выбрали в спутницы жизни сестер. Альберт женился на известной пианистке Марии Кинд, а Александр приметил младшую Анну. Скупое «у четы родилось четверо детей» не описывает перипетий личной жизни семейства Альберта. Он эмигрировал во Францию в 1924 году по вызову старшей дочери, оперной певицы. Заметим, судьба его младшего сына ужасает: расстрел в 1938 году по обвинению в шпионаже.

Продолжение читайте здесь

Автор: Ольга Янковая, artchive.ru