Приобретение автомобиля советским гражданином становилось настоящим праздником. Это было престижно, это было свидетельством того, человек перешел в другую, элитную категорию граждан СССР.
Но осуществить мечту удавалось далеко не всем. Автомобили были в дефиците и просто так не продавались. Они реализовывались по предварительной записи на предприятиях. Нужно было идти в местком и написать заявление. Квота машин распределялась по заводам и фабрикам и была совсем небольшая - иногда несколько автомобилей в год. В очередь вносили тоже не всех и не сразу. Партком и профком принимали решение о том, кто самый достойный. Естественно, руководителей записывали на «Волгу», передовиков производства - на «Москвич» и «Жигули», а ветеранов труда - на «Запорожец». Ждать заветную открытку с приглашением в автомагазин приходилось иногда по 10 лет. Кстати, эту открытку нужно было покупать самому, наклеивать на нее марку и писать свой адрес.
Стоимость машин не была совсем уж доступной. Так, в 70-х годах ЗАЗ-968 стоил 3 500 руб.,ВАЗ-2101 - 500 руб.,ВАЗ-2103 - 7 600 руб.,Москвич-2140 - 6800 руб. Это при том, что зарплата инженера была в районе 100 рублей в то время.
Но что еще более интересно - цена подержанных авто была тогда больше, чем новых.
При получении знакомой открытки нужно было бежать в автомагазин с паспортом, открыткой и толстой пачкой денег, поскольку покупателю давалось на оформление покупки всего несколько дней.
И после этих мытарств счастливый обладатель дефицита выезжал из ворот на своем уже любимом железном коне.
Вся эта процедура сопровождалась многочисленными коррупционными схемами типа той, что показана в этом видео из киножурнала «Фитиль». Обратите внимание на грамотный маркетинг тех времен.