Знакомые из Екатеринбурга, где расположена база "Уральских авиалиний", рассказывали мне, что в летать этой авиакомпанией в городе считается чуть ли не дурным тоном. Все стараются выбирать рейсы других перевозчиков, благо их в местном аэропорту Кольцово хватает. Парадокс заключается в том, что самолеты УА все равно при этом летают с хорошей загрузкой. За что же так не любят эту авиакомпанию в родном городе и почему я считаю ее достойной звания лучшей в России?
Причин недовольства несколько. Главная из них - частые задержи рейсов. В какой-то момент авиакомпания приобрела репутацию крайне не пунктуального перевозчика. С тех пор любая задержка, даже на 15 минут, становилась поводом обсуждения в местных сообществах в духе "ну, вот как всегда, Уралы вовремя вылететь не могут". Причем по статистике в среднем авиакомпания задерживает рейсов не больше чем другие. Просто в силу того, что рейсов из Екатеринбурга много, эти задержки заметнее.
Вторая причина в самолетах и сервисе. Авиакомпания пристально следит за техническим состоянием своих бортов, но внешний вид салонов часто пугал пассажиров: потертые сиденья, неисправные столики, пятна и прочее вызывали много негатива. Пассажиры сетовали и на дороговизну билетов, и на недружелюбную службу поддержки. Масла в вагон подлила и смена бортпитания. Надо уточнить, что долгое время Уральские авиалинии были лидерами по качеству обедов на борту. Многие пассажиры выбирали рейсы этой авиакомпании, в том числе, потому что были уверены, что в полете накормят вкусно и обильно. Но кризис в отрасли дал о себе знать, и от этого преимущества пришлось отказаться.
Теперь об обратной стороне дела. Сначала простой и упрямый факт. Уральские авиалинии - ЕДИНСТВЕННАЯ крупная авиакомпания России (новоявленные Победы не берем в расчет в силу возраста), которая за всю свою историю НЕ УБИЛА НИ ОДНОГО ПАССАЖИРА. Аварийная посадка БЕЗ ЖЕРТВ после столкновения со стаей птиц 15 августа 2019 года под Москвой - ожидаемая ситуация. Такая статистика не случайна и вот почему.
Уральские авиалинии - частная компания, сделанная по сути одним человеком - Сергеем Скуратовым. Он строил ее так, как считал нужным, без оглядки на кого бы то ни было. Скуратов принял ряд очень правильных решений, которые определили судьбу авиакомпании.
Во-первых, Уральские авиалинии всю свою историю после отказа от советских бортов летают только на одном типе самолета Airbus А319/320/321. Вся техническая сторона, весь летный состав заточен на один самолет. Это дает колоссальную экономию на издержках. Да, сейчас они отказываются от этой модели и ждут заказанные Boeing 737 max, но на старте это было очень мудрое решение.
Во-вторых, авиакомпания всегда была ориентирована на построение собственной системы подготовки пилотов и обслуживания воздушных судов. В итоге у сравнительно небольшого перевозчика есть собственный современный центр тренировки летного состава с профессиональными тренажерами. Учиться сюда прилетают, в том числе, и экипажи других авиакомпаний. В базовом Кольцово компания построила собственный технический центр. И это не просто ангар с красивой вывеской. Это сертифицированная Airbus база, на которой можно делать все виды обслуживания самолетов. Пока другие перевозчики летают в Европу на тяжелые формы ТО, Уральские авиалинии делают все это у себя дома.
Стратегия Уральских авиалиний отлично проявила себя во время последнего кризиса, когда рубль в очередной раз рухнул, а международные перевозки сошли почти на нет. Трансаэро стало банкротом, лихорадило других региональных перевозчиков, а Уральские авиалинии продолжали стабильно летать. Даже сейчас, когда в отрасли снова проблемы и тучи сгущаются над Utair, авиакомпания чувствует себя уверенно и презентует новенький А321 neo, став вторым перевозчиком в России, который купил этот самолет. Вот так частная компания, выросшая из советского летного отряда, стал самым безопасным и самым экономически стабильным перевозчиком в стране. Оказывается, это возможно.