Учимся «цеплять» читателя, задавать вопросы, удивлять, а заодно – запугивать.
Хорошее введение – это как идеальное вступление к песне. Захватывает с первых нот.
Каким оно должно быть? Во-первых, информативным. Уточнять заголовок и сообщать, о чем пойдет речь в материале. Во-вторых, цепляющим! На лиде лежит огромная ответственность – он должен заставить читателя прочитать статью. С информативностью, я думаю, справиться реально, а вот со вторым качеством могут возникнуть проблемы. Поэтому разбираемся, как «цеплять» читателя.
Способ №1. Вопросно-ответный
Считается, что зацепить читателя можно вопросом. Да, но только это не должен быть вопрос «с потолка», лишь бы был.
Вопросы могут быть разными:
А вы хоть раз задумывались, сколько времени тратите на готовку? – Обращаемся непосредственно к целевой аудитории.
Как проводить меньше времени у плиты и тратить его на себя, любимую? – Закидываем «удочку» и поясняем, о чем пойдет речь в статье.
Вопросы не подходят для заметок и новостей. И не стоит чересчур увлекаться этим приемом. Если лид состоит из трех вопросов подряд – это слегка утомляет и раздражает. Ограничимся одним, максимум двумя.
Способ №2. Удивляем фактом
Начать введение с интересного факта – неплохой заход. Он должен иметь прямое отношение к главной мысли материала. А ещё он должен быть действительно интересным или даже шокирующим. Не всегда такой факт есть на деле, но поискать его всё-таки стоит.
Можно комбинировать между собой факты и вопросы:
За свою жизнь каждая женщина тратит на готовку 4 года. Как сократить время, проведенное у плиты?
Способ №3. Противопоставление
Оно тоже должно быть цепляющим, содержать в себе конфликт, противоречие:
За свою жизнь каждая женщина тратит на готовку 4 года, а мужчина – всего 8 месяцев.
Если материал не о бытовухе и повседневности, а о чем-то серьезном, можно добавить драматизма:
«У них все общее — игрушки, друзья, генетический код. Но одна борется со школьными тестами, а другая сражается с опухолью мозга» [Такие дела, Фомина].
Опять же, главное правило – не высасывать из пальца. Противопоставление (анти теза) хорошо тогда, когда в нём действительно заложено серьезное противоречие.
Способ №4. Эксклюзивность
Если вы владеете эксклюзивной информацией, не грех подчеркнуть это в лиде. Тем самым, вы сразу сообщаете, чем ваш материал будет отличаться от сотен других, написанных на эту же тему. Возвращаемся к готовке:
Каждая женщина проводит у плиты 4 года, а мужчина – всего 8 месяцев. Это несправедливо! Поэтому мы придумали 10 простых способов сократить время, потраченное на готовку.
Обратили внимание? Здесь мы тоже комбинируем: и приводим интересный факт, и противопоставляем, и даем понять, что эти 10 способов – наше личное изобретение, больше их нигде не найти.
Только давайте договоримся, что не будем прямо в лоб кричать о своей эксклюзивности: не употребляйте это слово (а также слово уникальный), не подчеркивайте исключительность с помощью усилителей «самый», «очень». Информация должна говорить сама за себя, а когда вы её приукрашиваете, читателя посещают мысли о пустословии и обмане.
Способ №5(экспериментальный): Испугать
Я бы не советовала увлекаться этим приемом. А то ведь вы можете испугать до такой степени, что читать дальше никто не станет:) Шоковая терапия работает в тех случаях, когда речь идет действительно о чем-то серьезном и важном.
Прямо сейчас, пока вы читаете этот текст, ваши клетки могут начать мутировать. Пройдет ещё много времени, прежде чем врачи поставят диагноз – лейкоз. От этого никто не застрахован и предсказать начало болезни невозможно.
Запугать можно не только описанием мрачной перспективы, конечно. Это лишь один из вариантов. Использовать такой прием начинающим авторам я не рекомендую.
Есть ещё один прием, который рекламируют некоторые «эксперты»: начать текст с какой-нибудь цитатки в тему. Я так не делаю. Помню, ещё с универа, как одна преподавательница, журналист со стажем в 20 лет, сказала, что это – деревня. Поэтому с шутками-прибаутками я завязала. Кстати о шутках. Говорят, пошутить во вступлении – тоже вариант. Я в своем чувстве юмора никогда не была так уверена, поэтому этот способ не использую. Если вы уверенны – дерзайте:)