Найти тему
Расстрига

Дима Зицер о подростковом бунте и акциях протеста

Мэрия Москвы отказалась согласовать акцию протеста, намеченную на эти выходные. Но шествие, скорее всего, все же состоится. И скорее всего, вновь не обойдется без задержаний. В предыдущие дни активными участниками этих акций были в том числе подростки. Десятки из них были задержаны наравне с другими демонстрантами. Накануне 17 августа канал Расстрига поговорил об участии детей в протестах с педагогом Димой Зицером.

Расстрига: В акциях протеста сейчас принимает участие большое число подростков. Звучат предложения запретить им делать это, то есть, по сути, запретить бунтовать. Можно ли в принципе запретить подростковый бунт?

Дима Зицер: Если мы говорим в общем и в принципе, то, конечно, нельзя. Но это тот случай, когда в вопросе заключен ответ. Я не знаю, что вы понимаете под словом «бунт». Так или иначе, подростковый возраст – это возраст проверки всего на свете. Человек проверяет всё. Человек проверяет отношения с родителями. Проверяет то, в чём, казалось бы, он должен быть уверен или еще недавно думал, что он уверен.

То, что взрослые называют бунтом, я бы назвал очень серьезной человеческой проверкой, очень сложной, очень интересной, очень трагической время от времени. Можно ли закрутить гайки? Можно ли поставить машину подавления в стойку и сделать так, чтобы молодые люди не могли в чем-то принимать участие? Я думаю, что да. Это зависит от силы этого самого рычага.

Однако неминуемо и абсолютно гарантированно то, что вы назвали бунтом, а я называю проверкой, вылезет и проявится в других сферах. Абсолютно точно. Можно идти таким путем, но это была бы очередная взрослая глупость.

Расстрига: Нынешний протест связан с избирательной системой. Это на самом деле волнует детей?

Дима Зицер: Давайте относиться к людям вне зависимости от их размера и возраста с уважением. Если подростки проявляют себя в этой сфере, то, мне кажется, взрослые должны исходить из того, что это для них важно. Мне кажется, это довольно принципиальная точка.

Если мы поставим вопрос иначе… если бы, например, были протесты на другую тему, то они бы выходили или нет?

Я думаю, что происходящее сейчас демонстрирует очень серьезное, очень сильное явление, раз такое количество молодых людей принимают в этом участие.

Опять-таки, мы с вами говорим про этот самый условный возраст с 12 до 21. Это тот возраст, когда я учусь заново жить. Предположим, мне до 12 лет мама говорила и я знал, что вот эту еду есть хорошо, а эту - неправильно и неполезно. Но в 12 лет редкий человек не проверит маму. Не потому, что он маме перестает доверять, а потому, что он должен составить свою личную мировоззренческую систему. Понимаете, какая штука?

Перенеся это в тему протестов, мы увидим, что молодые люди строят свои взаимоотношения с обществом и многое их задевает. Мне кажется, это хорошо, что их многое задевает. Они примеряют на себя очень многое из того, что происходит. У них это может вызывать совсем разные эмоции, в частности, возмущение. Можно ли говорить, что это бунт? Нет, это не бунт. Это очень характерная особенность, черта молодых людей – чудесных, замечательных, чистых, в чем-то наивных, диалектически настроенных, как большинство людей в этом возрасте, которые строят свою систему взаимодействия с обществом, с миром, со страной и так далее.

Расстрига: Как быть с тем, что эти идеалистические порывы молодых людей используют в своих целях взрослые политики?

Дима Зицер: Быть с этим довольно просто. К моему огромному сожалению, мир устроен таким образом, что сильные вообще довольно часто используют слабых. Вообще взрослые довольно часто говорят детям: «Надо это сделать, потому что надо». – «Мам, почему?» - «Потому что надо». Я бы не сводил эту систему взаимодействия только к протестам. Как сделать так, чтобы человек в принципе понимал, когда его кто-то использует? Очевидно, нужно делать так, чтобы он воспринимал собственную самость, чтобы умел отличить то, что хочет он, от того, что навязано другими. И тут у меня как раз печальное сообщение, что по щелчку пальца это не меняется. Это происходит из дома, из школы и так далее.

Расстрига: И что в этой ситуации делать родителям?

Дима Зицер: Надо начинать думать об этом намного раньше, понимая, что человек имеет право на проявление своей личности, на собственные желания, на собственные порывы и так далее.

Потому что в противном случае… А школа разве не использует молодого человека? Использует вовсю. А государственная система в разных проявлениях не использует? Армия, например. Еще как использует. Примеров тысячи. Соответственно, человек должен быть сильным. И в этом смысле что нам, родителям, делать? Нам волноваться, конечно, и делать все, чтобы человек понимал и умел отличать то, что хочет он, от того, что хотят от него другие. Чтобы он умел строить взаимодействие, полную систему координат. Помните Александра Сергеевича Пушкина? «Самостояние человека – залог величия его». И вот это самостояние человека - очень важный момент. Если хотите, в педагогике это самый главный момент.

И в этом смысле, конечно, наши дети могут оказаться в сложной ситуации. Что нам делать? Делать их сильными.