Найти в Дзене

Ностальгично сходить в кино. Серия 3. Унесённые призраками

Оглавление
Привет мои неудержимые охотники за ностальгией! Поход кино это не только возможность посмотреть новинку в хорошем качестве платно и без смс. Это еще и способ культурно провести время, наслаждаясь старой картиной, которая когда-то застряла у вас в сердечке. Я хочу рассказать о нескольких мультфильмах, которые будут показываться у нас в кинотеатрах в этом месяце.

Унесённые призраками

Еще одна прекрасная работа Хаяо Миядзаки совсем в скором времени будет показываться в кино. Я люблю все его творения, но эта картина мне нравится, наверно, больше всего. В этом есть закономерные причины - это первое, что я увидела, и это первое, что поразило меня до глубины сердечка у Миядзаки. Только одна сцена с превращением родителей Сэн в свиней на долго закрепилась в памяти, тревожно напоминая о себе в моменты поедания завтрака.

Чтобы освежить память, расскажу, в чем сюжет фильма. А все очень просто и очень запутанно одновременно: Тихиро, по случайному повороту событий (мы все помним как родители медленно трансформировались в свинок, до ужаса пугая наши взоры), попадает в другую реальность, в реальность полную призраков, духов и монстров. Единственный путь чтобы выжить - адаптироваться. По совету Хаку, мальчика который превращается в дракона, Тихиро устраивается на работу в купальню Юбабы (местная колоритная ведьма). События развиваются стремительно, но каждый раз давая время отдышаться на длинных завораживающих планах.

Однажды, в купальню приползает огромный комок дерьмодемона грязи, а Сэн, новое имя Тихиро, очищает его, за что дух рек дарит ей волшебный горький пирожок, который, словно чеховское ружье, еще сыграет свою роль, и даже не раз. Эта сцена сама по себе задает фон и философию мультфильма, поднимая глобальный вопрос губительного влияния человеческой деятельности на природу. И если рассматривать каждую сцену как отдельное проявление символизма или метафору, то общая последовательность событий будет распознаваться здесь как взросление личности Сэн и ее индивидуальности.

Юбаба пользуясь способностями Хаку, отправляет его на опасные задания, одно из которых - украсть заколдованную печать у ее сестры близнеца, но теперь он может умереть от наложенной на печать проклятья. Сэн отправляется к сестре Юбабы чтобы вернуть печать и вылечить Хаку. В конечном итоге, пройдя все уровни миядзаковской аркады, Сэн попадает на последнего босса - Юбабу, и ей останется лишь угадать - какие из свиней - ее мама и папа.

Концепция мультфильма позволяет развязать руки художнику, ведь кто скажет, что есть где-то перебор для потустороннего мира, где существуют боги и монстры разных форматов? И действительно, персонажей тут масса, и все очень разные, очень колоритные, даже самые второстепенные. Главная героиня изо всех сил пытается спасти родителей, она юна, и не совсем еще понимает сути вещей, но внутренняя интуиция и заложенное в нее чувство сочувствия и справедливости позволяет принимать правильные решения. Хаку холоден, загадочен, его характер достаточно сложно разобрать, но одно становится очевидно - он полон добра и стойкости духа. Юбаба кажется настоящей злодейкой: летает над городом, словно коршун -проверяет территорию, пересчитывает денюшки, дает злостные поручения Хаку. Но Миядзаки дает ей сына, которого она очень любит, что раскрывает ее с другой стороны, с материнской, любящей, доброй. Да, можно назвать ее мерзавкой, но не все так просто - она управляет огромной, по сути, корпорацией, ей нужно быть жестче, иначе бизнес так не работает, у нее ведь тоже есть свои проблемы и мечты, поэтому все супер не однозначно.

Миядзаки говорил, что работа в бане и все трудности, с которыми сталкивается Сэн, это параллель с трудностями с которыми сталкивается новичок у них в студии, ну и думаю в целом новичок на новой работе. Анализируя эту мысль, можно прийти к выводу, что идея и фильма в том, что как бы сложно не казалось в начале - получив опыт, станет проще в конце. Если тебе сложно с коллегами, одноклассниками, родственниками - не страшно, главное упорство, но не забывай о том, что нужно выпускать эмоции, если плохо - то не грех и поплакать, а потом продолжать путь, если твоя цель это конкретная данность, которую ты желаешь достичь.

Если переходить на плоскость культурных явлений, то невозможно не отметить персонажа Безликого, который плотно засел в массовом сознании. Наверно, это самый таинственный персонаж здесь и самый страшный. Когда он появлялся в кадре в своем статичном молчаливом состоянии призрака, у меня в жилах застывала кровь, перехватывало дыхание, он действительно выглядит крипово. Наверно, в этом и есть его суть - страшно то, что максимально непонятно и неизведанно. Этот персонаж, кроме всего прочего, символизирует алчность людей, их звериную природу, что и осуждает Миядзкаи, доводя до абсолюта жажду этого зверя. Безликий начинает пожирать всех, все никак не насыщаясь, но только Сэн не позволяет ему прогнуться пороку и своей бескорыстностью освобождает его, вновь делая безликим, а может отзеркаливая себя ему.

По мимо всеобщего признания и наград этот фильм тоже не обошли небольшие профанации. Теория о том, что бани это публичный дом, Юбаба это сутенерша, а Безликий - педофил, в свое время отгремела на просторах интернета. Говорилось, что таким образом, Миядзаки хотел этим посланием донести, что в Японии такое происходит до сих пор и нужно бы обратить на это внимание. Но по сути, единственным аргументом служил перевод слов и названий, которые подводили к таким непосредственным выводам касательно значения фильма. Но в последствии эту теорию разрушили сильными аргументами против - попросту неправильно произвели перевод изначально.

-8

Но помимо неловкости с транслитом, фильм наполняют тонкости связанные с игрой слов японского языка и иероглифов. Так, например, оригинальное называние при слитном прочтении двух первых иероглифов будет означать: «Тихиро, скрытая духами в бане». Дело в том, что мифы про духов и божеств сильно распространены в Японии, и остаточно сохранились до сих пор, и существовало поверье что Ками, то есть божества, могут похитить человека и спрятать его имя, а потом вернуть его через пару лет. На том самом рынке в парке развлечений можно увидеть символы, обозначающие "горькое мясо", то есть то что требует личной жертвы; или "кость", не имеющий морального стержня.

Подводя воздушную черту под тем что было тут написано, да не окажется это водой, хочется отметить самое главное, как мне кажется, что заложено в мультфильме: бани это метафора очищения ну разумеется, плохие поступки это грязь, которую можно очистить. Дзэниба не сожалеет о жестокости поступка по отношению к Хаку, ведь он виноват, но она прощает его, показывая свою доброту и щедрость, очищая и Хаку тем самым. Короче, будьте добрее и бескорыстнее.

Сеансы на 27 августа в летнем кинотеатре «Каро Эрмитаж»

-10

----------------watch out---------------