Найти тему
Электрика, как надо!

Нулевая шина, устроийство и назначение, особенности присоединения проводников.

В настоящей статье рассмотрено устройство и назначение нулевой шины, особенности присоединения проводников.

Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, до 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно,

Требования, предъявляемые к нулевой шине.

7.1.36. Во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный – L, нулевой рабочий – N, и нулевой защитный – РЕ проводники). Не допускается объединение нулевых рабочих и нулевых защитных проводников различных групповых линий.

Нулевой рабочий и нулевой защитный проводники не допускается подключать под общий контактный зажим.

· Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.

· Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.

· Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.

· Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.

· Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Как правило на практике в Групповых Распределительных Щитах (ГРЩ. Квартирный распределительный щит является разновидностью ГРЩ) применяются шины с болтовым контактным соединением.

Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы.

нулевые шины.
нулевые шины.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Однако на практике болтовое соединение такого типа оказывается ненадёжным, соединение ослабляется, его приходится многократно протягивать даже в процессе сборки щита.

К чему может привести ослабление соединения в процессе эксплуатации, все, наверное, знают: нагрев места соединения и отгорание нулевого проводника.

результат ослабления присоединения одного из проводников
результат ослабления присоединения одного из проводников

Для более надёжного соединения проводника и нулевого проводника лучше использовать сдвоенную нулевую шину.

-3

При такой установке площадь контакта увеличивается и соединение у нас дублируется и если под одним винтом контакт ослабнет, то есть второй контакт и нагреваться такое место контакта не будет, что уменьшает риск выхода из строя системы электрического снабжения.

пример сдвоенной нулевой шины в готовом щите.
пример сдвоенной нулевой шины в готовом щите.

Примеры исполнения электрощитового оборудования вы можете посмотреть: в VK

и на сайте: http://premiumsk.narod.ru/works.htm

Если у вас возникли вопросы воспользуйтесь нашей электронной почтой:premiumsk@yandex.ru.

Другие статьи по электрике и электромонтажным работам вы можете посмотреть на сайте: http://premiumsk.narod.ru/articles.htm

Если вам понравилась статья, ставьте «лайки», не забывайте подписываться будет ещё много полезных материалов, как для неспециалистов, так и для тех кто прфессионально занимается электромотажом.