1375 год. Русь, Золотая Орда
Жизнь Золотой Орды, несмотря на кажущееся могущество, на самом деле была далека от безмятежной мирной пасторали. Во-первых - из-за постоянного соперничества многочисленных чингизидов за трон, во-вторых - из-за достаточно непростых отношений с прочими улусами великой империи – Джагатайским и улусом Хулагу.
И, наконец, многие читатели не поверят – банальные грабежи севрюками и новгородскими ушкуйниками. Та самая Орда, перед которой трепетала Европа и которой платили дань русские княжества не могла защититься от налетов банальных речных пиратов.
Вот одна из таких историй.
Как-то раз в Новгороде Великом собралась компания из 2000 любителей поживиться за чужой счет.
Предводителями были избраны новгородец Прокоп и некий воин из Смоленска.
На 70 ушкуях это воинство отправилось «погулять» (выражение из лексикона ушкуйников и их более поздних наследников – казаков) по рекам на юг. Нужно отметить, что такие же походы осуществлялись и на северо-восток в земли хантов – за пушниной и на северо-запад – грабить шведов и норвежцев, но, видимо, нечто заставило ушкуйников выбрать именно такой маршрут.
Первой жертвой налета стал город Кострома.
Ушкуйники, зная, что в городе не должно быть войск, спокойно высадились на берег у города. Костромской воевода Плещей попытался оказать сопротивление, вооружив 5000 костромичей и выведя их на бой против разбойников.
При виде отрядов Плещея, Прокоп сообразил, что в лоб атаковать не стоит, чтобы избежать ненужных потерь среди ушкуйников. Поэтому разделил ушкуйников на два отряда - благо не все успели высадиться на берег.
Пока главные силы, во главе с Прокопом, отвлекали внимание костромичей, вторая половина ушкуйников, высадившись в другом месте, обошла лесом костромичей и ударила им в тыл. Тут и Прокоп со своими бойцами ударил в лоб. Костромичи могли бы если не победить, то хотя бы устоять и в порядке отступить в город. Но струсивший воевода Плещей своим бегством способствовал возникновению паники и беспорядочному бегству всего костромского воинства.
Преследуя бегущих костромичей, ушкуйники без труда захватили беззащитный город и разграбили его. Молодых и сильных жителей они пленили, стариков и младенцев перебили. Имущество горожан стало добычей разбойников. Все, что не могли увезти с собой, потопили и сожгли.
Плещей же не только не спас Кострому, но и подвел жителей Нижнего Новгорода, не отправив к ним гонца при появлении разбойников из Новгорода Великого.
Нижний Новгород постигла участь Костромы.
С богатой добычей ушкуйники ушли на реку Каму, где какое-то время пережидали, опасаясь мести князей и их дружин за разбойничий налет.
Пересидев в Камских лесах, ушкуйники отправились в район Казани, где продали местным мусульманам плененных ними костромичей и нижегородцев. Дальше, уже налегке, без пленных двинулись вниз по Волге.
Золотоордынцы, занятые своими междоусобицами, ничего не могли противопоставить ушкуйникам и те бесчинствовали, как хотели. Многие повстречавшиеся на Волге купцы (как христианские, так и мусульманские) поплатились своими товарами, а то и жизнью, за встречу с ушкуйниками. Набив, под завязку, свои ушкуи награбленным товаром и пленными, новгородцы спустились в устье Волги, где, недалеко от Астрахани, у них была условлена встреча с посланцем местного татарского управителя Салчея.
Скорее всего, тот наводил ушкуйников на богатые караваны и скупал награбленное ушкуйниками (такой себе бизнес, ничего личного).
Посланец Салчея предложил хорошую цену за товар, если новгородцы намерены его продать. Ушкуйникам понравилось предложение, да и возвращаться вверх против течения лучше налегке. Они пристали к берегу и расположились там с добычей, ожидая щедрого покупателя.
Но покупатель оказался сам не промах, в смысле поживиться без затрат. Вместо купцов прислал… татарскую конницу, которая перебила не ожидавших подобного вероломства ушкуйников (а то, что разбойники не подозревали о возможности такого поворота событий – лишнее подтверждение существования неких договоренностей между ушкуйниками и Салчеем).
Ни один из ушкуйников не ушел.
Все награбленное новгородцами, Салчею досталось бесплатно.
Вот такая случилась история с круговоротом награбленного. Источник не сообщает судьбу ордынского полона, захваченного воинами Салчея у незадачливых ушкуйников. Однако сильно подозреваю, что пошел он на невольничьи рынки наравне с пленными костромичами и нижегородцами. Опять же бизнес есть бизнес – ничего личного.
Прошло шесть с половиной веков. Разбойный бизнес стал презентабельнее, его представители носят костюмы от Брионии и обувь от Берлути, перемещаются не в ушкуях и на лошадях, а в дорогих лимузинах, но суть от этого не поменялась. Все так же пока Иваны с Василиями да Али с Махмудами режут друг другу глотки за истинную веру или за какую-нибудь другую Истину в последней инстанции, новые Прокопы с Салчеями, посмеиваясь, просто зарабатывают свои деньги.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: Новгородские летописи, Софийские летописи, Двинский летописец, ПСРЛ т.3-5, 10-11, 33
Смотри также: Грабители на севере
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua