Найти в Дзене
море и пароходы

Если завтра пожар

Сегодня о самом плохом и страшном происшествии, которое может произойти на борту судна в море. И не только в море, просто на борту судна.

О пожаре.

Front Sunda. Фото не моё.
Front Sunda. Фото не моё.

Субъективно - для меня пожар много страшнее, чем какое другое происшествие. Случалось, горели. И, скажу вам, мне не понравилось. Очень не понравилось.

Статья будет просто нафарширована избитыми истинами - инструкции пишутся кровью, легче предупредить, чем тушить, и прочими трюизмами... но, что поделать, по другому не получится.

А для начала немного нудной теории:

Условия возникновения пожара. Пожар на судне — страшное бедствие. Пожары происходят в результате возгорания каких-либо предметов, материалов или веществ в помещениях или на палубе судна и, хотя составляют примерно 5% от всех аварий судов, по тяжести последствий стоят на первом месте. Статистика утверждает, что, как правило, 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна. Причина заключается в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится слишком много горючих веществ и материалов: топливо, моторное масло, дерево, ткань, пластик, краски. Более того, если в течение 15 мин пожар не удается взять под контроль, то судно спасти не удается.

Вот так выглядит пресловутый пожарный треугольник или составляющие пожара:

При отсутствии одной из сторон...пожар не возникнет Уже при пожаре, вышибание , удаление одной из сторон - пожар гаснет.
При отсутствии одной из сторон...пожар не возникнет Уже при пожаре, вышибание , удаление одной из сторон - пожар гаснет.

В конце поста будет ссылка на "Теорию пожара", кому интересно, могут сходить почитать. Довольно подробно расписано.

Моя же статья о том, какие средства для борьбы с пожарам есть на современном танкере, какие системы применяются. Как тренируются. Что делают, если пожар таки случился.

И, да. Я всё таки танкерист, поэтому здесь будет о танкере.

Есть такое мнение, встречал неоднократно, что танкер, это такой пароход, на котором работают самоубийцы. Что это бочка с бензином, и когда рванёт, то неведомо. А рванёт обязательно. И этим отморозкам-танкеристам даже "гробовые" платят.

Ну, что сказать? Танкер обычное судно, не опаснее в эксплуатации, чем другие суда торгового флота. Просто надо соблюдать инструкции и правила технической эксплуатации, технику безопасности. Не подсвечивать зажигалкой в расширитель грузового танка - а какой там уровень бензина. И будет вам "щасте".

Все три пожара, которые произошли на танкерах, на которых я работал, все эти пожары произошли не в грузовых секциях, а в машинном отделении. И эти же самые случаи могут легко произойти в МО любого другого судна.

Вот, было и такое.
Вот, было и такое.
Взрыв, и пожар в МО.
Взрыв, и пожар в МО.

Да, пожары в грузовых секциях танкеров происходили и происходят. Причём, не просто загорелось, а ещё и со звуковыми и прочими пироэффектами, бахало так, что мало не казалось никому. Но все эти случаи расследовались, и результаты этих расследований ясненько намекали, кто тут виноват. И вот уже из этих самых результатов делались выводы, и принимались меры. И, поверьте, достаточно серьёзные.

У каждого судна, каждого типа, есть свои узкие и слабые места. Есть они у танкеров, есть у балкеров ( сыпучий груз), есть у контейнеровозов.

Что же до "гробовых". Не знаю, как сейчас на танкерах под российским флагом, есть ли доплата за груз первой категории, но на буржуинских пароходах такой доплаты нет. И оклады на танкере могут быть меньше, чем на балкере. От компании зависит. Во времена СССР, да, доплата была за груз первой категории. При перевозке бензина, например. А при загрузке дизтопливом, уже шиш, доплаты не было. Кстати, при перевозке пресной воды, тоже шла доплата за груз первой категории. Почему, знаете?

Всё, покончили с лирикой. К делу, к делу.

В статье будут фотографии, большей частью мои. С разных танкеров. Все они будут подписаны.

Системы пожаротушения.

Что имеем на танкере?

Водяное и пенное тушение, систему объёмного пожаротушения, систему инертных газов, огнетушители разного типа, паровая система.

Водяная система.

Тут понятно, тушим возгорание забортной водой. Система на современных судах в основном смонтирована на наружном контуре надстройки, грузовой палубе, и в машинном отделении.

Ящик с пожарным шлангом и пожарным стволом. Независимо от тоннажа судна.
Ящик с пожарным шлангом и пожарным стволом. Независимо от тоннажа судна.

Два-три основных пожарных насоса, плюс аварийный пожарный насос, который может быть установлен, как на баке ( носу) судна, так и в корме судна. Насосы очень мощные, с большой производительностью.

Вот, с красными шляпками, это и есть пожарные насосы.  Танкер дедвейтом 104 000 тонн.
Вот, с красными шляпками, это и есть пожарные насосы. Танкер дедвейтом 104 000 тонн.
Аварийный пожарник. Танкер 50 000 тонн. Находится в корме, точнее, в румпельном отделении. Так глубоко установлен для того, что, если судно в балласте, то легче "всосать".
Аварийный пожарник. Танкер 50 000 тонн. Находится в корме, точнее, в румпельном отделении. Так глубоко установлен для того, что, если судно в балласте, то легче "всосать".

Для проверки - а так ли они давят, как должно - то палубе мостика, на одном из гидрантов, установлен манометр. И если давление на манометре не соответствует , то...ай-ай-ай...а-та-та... Надо сказать сразу, что противопожарные системы пользуются большой любовью у всяко разных типов проверяющих и инспекторов, и косяки и косячки по этим системам отслеживаются весьма тщательно.

Насосы должны быть готовы к действию всегда.

А это уже танкер поменьше, 50 000 тонн. Первые два, пожарники.
А это уже танкер поменьше, 50 000 тонн. Первые два, пожарники.

Водяное пожаротушение, это ещё и охлаждение смежных переборок, палуб и подволоков. Пароход, он железный.

Ещё "пожарник" можно использовать как осушительный насос, если совсем уже топить начало. Ну, и... так же он работает и для других судовых нужд, например, обмыв каната и якоря при снятия с якоря.
Ещё "пожарник" можно использовать как осушительный насос, если совсем уже топить начало. Ну, и... так же он работает и для других судовых нужд, например, обмыв каната и якоря при снятия с якоря.

К водяным же системам относятся и локальные системы, всякие там спринклерные и водяного тумана. Они монтируются на некоторые избранные части судна. Например, в район форсунок парового котла. В локалках применяется пресная вода, там уже свой насос, своя система запуска.

Локалка. Слева панель запуска аварийного пожарного насоса. Справа, уже локальная станция.
Локалка. Слева панель запуска аварийного пожарного насоса. Справа, уже локальная станция.

-11
-12

Пенная система.

Не всё можно потушить водой. Нефтепродукт тушим пеной. Поэтому и система эта смонтирована на грузовой палубе. И, в основном, подача пены делается через мониторы. Они же могут и водой поливать.

Проверка монитора в работе. Танкер 104 000 тонн.
Проверка монитора в работе. Танкер 104 000 тонн.

А это уже станция пенного тушения. Не только пенного, но, поскольку сейчас о пене, то...
А это уже станция пенного тушения. Не только пенного, но, поскольку сейчас о пене, то...
Это цистерна с пенообразователем. Справа панель запуска системы.
Это цистерна с пенообразователем. Справа панель запуска системы.
В общем то всё просто.Сначала запускается пожарный насос,потом пенный насос..через дозатор пенообразователь  попадает в  воду,смешивается,получается пена.Это я упрощённо объяснил.
В общем то всё просто.Сначала запускается пожарный насос,потом пенный насос..через дозатор пенообразователь попадает в воду,смешивается,получается пена.Это я упрощённо объяснил.

Системы объёмного пожаротушения.

Не знаю, как и где, но всех моих танкерах в этой системе применялся углекислый газ, СО2.

Баллоны с СО2. 180 баллонов.
Баллоны с СО2. 180 баллонов.
Управление максимально упрощено.Времени на сложные движения обычно нет.Хвать,дёрг и вперёд. При открытии дверцы блока..начинает орать сигнализация...звук отличен от других сигналов,не спутаешь
И автоматически останавливается вентиляция.
Управление максимально упрощено.Времени на сложные движения обычно нет.Хвать,дёрг и вперёд. При открытии дверцы блока..начинает орать сигнализация...звук отличен от других сигналов,не спутаешь И автоматически останавливается вентиляция.
Панель управления запуском.
Панель управления запуском.

Система эта предназначена для тушения пожаров в закрытых помещениях, в машинном отделении, в помповом отделении, и, иногда для тушения в помещении хранения красок, в "малярке".

Смысл прост. В случае, если пожар вышел из под контроля, выгоняем всех из машины, герметизируем машину, и запускаем СО2. Пожарный треугольник помните? Ну, вот... углекислый газ заполняет помещение, кислорода нет, пожар утихает.

Система инертных газов, СИГ.

А эта система специфичная. Танкерная.

Грузовые танки заполняются инертным газом, для понижения содержания кислорода в атмосфере грузовых танков. Инертные газы, звучит довольно интригующе. Но на самом деле, инертный газ получают путём простого пережигания дизтоплива в котле, или установке СИГ, и подачей этого выхлопа в танки. Понятно, что попутно этот выхлоп охлаждают и очищают от сажи, путём прогона через очиститель (скруббер).

Где-то от котла, но вот это отдельно установленный генератор инертных газов, танкер 50 000 DWT.
Где-то от котла, но вот это отдельно установленный генератор инертных газов, танкер 50 000 DWT.
-21

Внутри... просто труба, в которой горит дизтопливо.
Внутри... просто труба, в которой горит дизтопливо.
-23

Горит хорошо. Иногда так бывает.

Прогоревший диффузор.
Прогоревший диффузор.

Огнетушители.

Весь набор. От порошковых, до СО2.

-25

-26

Много букв получается. Поэтому, продолжение следует...

Обещанная ссылка - https://helpiks.org/2-36808.html