Сегодня о самом плохом и страшном происшествии, которое может произойти на борту судна в море. И не только в море, просто на борту судна.
О пожаре.
Субъективно - для меня пожар много страшнее, чем какое другое происшествие. Случалось, горели. И, скажу вам, мне не понравилось. Очень не понравилось.
Статья будет просто нафарширована избитыми истинами - инструкции пишутся кровью, легче предупредить, чем тушить, и прочими трюизмами... но, что поделать, по другому не получится.
А для начала немного нудной теории:
Условия возникновения пожара. Пожар на судне — страшное бедствие. Пожары происходят в результате возгорания каких-либо предметов, материалов или веществ в помещениях или на палубе судна и, хотя составляют примерно 5% от всех аварий судов, по тяжести последствий стоят на первом месте. Статистика утверждает, что, как правило, 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна. Причина заключается в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится слишком много горючих веществ и материалов: топливо, моторное масло, дерево, ткань, пластик, краски. Более того, если в течение 15 мин пожар не удается взять под контроль, то судно спасти не удается.
Вот так выглядит пресловутый пожарный треугольник или составляющие пожара:
В конце поста будет ссылка на "Теорию пожара", кому интересно, могут сходить почитать. Довольно подробно расписано.
Моя же статья о том, какие средства для борьбы с пожарам есть на современном танкере, какие системы применяются. Как тренируются. Что делают, если пожар таки случился.
И, да. Я всё таки танкерист, поэтому здесь будет о танкере.
Есть такое мнение, встречал неоднократно, что танкер, это такой пароход, на котором работают самоубийцы. Что это бочка с бензином, и когда рванёт, то неведомо. А рванёт обязательно. И этим отморозкам-танкеристам даже "гробовые" платят.
Ну, что сказать? Танкер обычное судно, не опаснее в эксплуатации, чем другие суда торгового флота. Просто надо соблюдать инструкции и правила технической эксплуатации, технику безопасности. Не подсвечивать зажигалкой в расширитель грузового танка - а какой там уровень бензина. И будет вам "щасте".
Все три пожара, которые произошли на танкерах, на которых я работал, все эти пожары произошли не в грузовых секциях, а в машинном отделении. И эти же самые случаи могут легко произойти в МО любого другого судна.
Да, пожары в грузовых секциях танкеров происходили и происходят. Причём, не просто загорелось, а ещё и со звуковыми и прочими пироэффектами, бахало так, что мало не казалось никому. Но все эти случаи расследовались, и результаты этих расследований ясненько намекали, кто тут виноват. И вот уже из этих самых результатов делались выводы, и принимались меры. И, поверьте, достаточно серьёзные.
У каждого судна, каждого типа, есть свои узкие и слабые места. Есть они у танкеров, есть у балкеров ( сыпучий груз), есть у контейнеровозов.
Что же до "гробовых". Не знаю, как сейчас на танкерах под российским флагом, есть ли доплата за груз первой категории, но на буржуинских пароходах такой доплаты нет. И оклады на танкере могут быть меньше, чем на балкере. От компании зависит. Во времена СССР, да, доплата была за груз первой категории. При перевозке бензина, например. А при загрузке дизтопливом, уже шиш, доплаты не было. Кстати, при перевозке пресной воды, тоже шла доплата за груз первой категории. Почему, знаете?
Всё, покончили с лирикой. К делу, к делу.
В статье будут фотографии, большей частью мои. С разных танкеров. Все они будут подписаны.
Системы пожаротушения.
Что имеем на танкере?
Водяное и пенное тушение, систему объёмного пожаротушения, систему инертных газов, огнетушители разного типа, паровая система.
Водяная система.
Тут понятно, тушим возгорание забортной водой. Система на современных судах в основном смонтирована на наружном контуре надстройки, грузовой палубе, и в машинном отделении.
Два-три основных пожарных насоса, плюс аварийный пожарный насос, который может быть установлен, как на баке ( носу) судна, так и в корме судна. Насосы очень мощные, с большой производительностью.
Для проверки - а так ли они давят, как должно - то палубе мостика, на одном из гидрантов, установлен манометр. И если давление на манометре не соответствует , то...ай-ай-ай...а-та-та... Надо сказать сразу, что противопожарные системы пользуются большой любовью у всяко разных типов проверяющих и инспекторов, и косяки и косячки по этим системам отслеживаются весьма тщательно.
Насосы должны быть готовы к действию всегда.
Водяное пожаротушение, это ещё и охлаждение смежных переборок, палуб и подволоков. Пароход, он железный.
К водяным же системам относятся и локальные системы, всякие там спринклерные и водяного тумана. Они монтируются на некоторые избранные части судна. Например, в район форсунок парового котла. В локалках применяется пресная вода, там уже свой насос, своя система запуска.
Пенная система.
Не всё можно потушить водой. Нефтепродукт тушим пеной. Поэтому и система эта смонтирована на грузовой палубе. И, в основном, подача пены делается через мониторы. Они же могут и водой поливать.
Системы объёмного пожаротушения.
Не знаю, как и где, но всех моих танкерах в этой системе применялся углекислый газ, СО2.
Система эта предназначена для тушения пожаров в закрытых помещениях, в машинном отделении, в помповом отделении, и, иногда для тушения в помещении хранения красок, в "малярке".
Смысл прост. В случае, если пожар вышел из под контроля, выгоняем всех из машины, герметизируем машину, и запускаем СО2. Пожарный треугольник помните? Ну, вот... углекислый газ заполняет помещение, кислорода нет, пожар утихает.
Система инертных газов, СИГ.
А эта система специфичная. Танкерная.
Грузовые танки заполняются инертным газом, для понижения содержания кислорода в атмосфере грузовых танков. Инертные газы, звучит довольно интригующе. Но на самом деле, инертный газ получают путём простого пережигания дизтоплива в котле, или установке СИГ, и подачей этого выхлопа в танки. Понятно, что попутно этот выхлоп охлаждают и очищают от сажи, путём прогона через очиститель (скруббер).
Горит хорошо. Иногда так бывает.
Огнетушители.
Весь набор. От порошковых, до СО2.
Много букв получается. Поэтому, продолжение следует...
Обещанная ссылка - https://helpiks.org/2-36808.html