С начала 1990-х годов бывший завод АЗЛК, переименованный в ОАО «Москвич», оказался в тяжелейшем состоянии. Покупательская способность населения падала, а продукция некогда славного завода не могла конкурировать даже с АвтоВАЗом. Всё это приводило к стремительному росту долгов предприятия, и неминуемому краху, который решили оттянуть распространённым способом – военными контрактами. Тендер мог бы обеспечить завод работой на долгие годы, а оплату гарантировал бы государство. Но не срослось.
Фермер – предшественник военного
В 1991 году ещё советский АЗЛК попытался войти в пустующую нишу советских пикапов. На тот момент единственной «народной» моделью оставался ИЖ-2715, прозванный «Пирожком», поэтому расчёт казался верным: востребованный кузов, реализованный на современной переднеприводной платформе, мог бы стать достойной альтернативой.
Конструкция машины была незамысловатой – по сути, «Москвич» 2141 разделили надвое, заменив задние сидения и багажник грузовой платформой. Из-за того, что новый кузов лишился пары боковых стоек и крыши, его жёсткость снизилась, что решили установкой дополнительных лонжеров. Оставалась проблема развесовки: на заднюю ось давили скромные 352 килограмма – против 860 спереди. Частично это компенсировали установкой рессорной подвески от АЗЛК-2140 и новой балкой.
Москвич-2335 был готов к серийному производству в том же 1991 году, но последующие события отложили процесс – сборку пикапа наладили лишь в 1994 году, уже на мощностях ОАО «Москвич». Тогда же руководство завод решило пойти дальше, создав конкурента «Ниве».
«Москвич» 4х4х4 – вместительность и проходимость
Ещё в начале производства первого пикапа инженеры подготовили проект рамного пикапа Москвич-2335, и машины с полноприводным шасси – 2336. Правда, в 1990-х было не до того – на эксперименты решились лишь тогда, когда завод приблизился к банкротству. Руководство завода решило, что потребителя можно завлечь разнообразием, а «фермерский» 2335 имел слишком узкую нишу. Так, в 2000 году разработали пикап с четырёхместной кабиной - 2344 (Double Cab, King Cab – на западе). Базу машины увеличили на 20 см, а грузовую платформу сократили на 57 см. Это позволило поместить дополнительный ряд сидений, доступ на который обеспечивала единственная пара дверей – пусть, и удлинённых. Расширилась и гамма моторов – помимо двигателей ВАЗ-2106 и УЗАМ-331.10, машина получила новый агрегат 331.17, который дополнял дизельный мотор Ford XLD 418. Американский дизель обладал скромной мощностью в 60 сил, которую отчасти компенсировал крутящий момент в 110 Нм.
Главным новшеством 2001-го года стала полноприводная трансмиссия, которую ещё советские сотрудники АЗЛК разработали в сотрудничестве с британцами из FFD в конце 1980-х. Пикап получил неразрезной задний мост, крутящий момент к которому поступал через самоблокирующийся межосевой дифференциал. Это позволило избавиться от раздаточной коробки. Так появилась модель Москвич-234421. Машина отличалась внушительным клиренсом в 16 сантиметров, что позволяло преодолевать снежный покров в 30 см. Первые машины оснастили 2-литровым карбюраторным мотором УЗАМ-248 мощностью в 112 сил и крутящим моментом в 161 Нм. Если учесть, что полноприводный пикап с двойной кабиной потяжелел до 1950 килограмм, особая динамика ему не светила.
Все эти новшества натолкнули руководство ОАО «Москвич» на мысль о сотрудничестве с армией, в чём видели спасение для угасающего предприятия.
Последняя попытка
В конце 2001 года представители ОАО «Москвич» подали патентную заявку на регистрацию военной модификации полноприводного пикапа. Судя по описанию, главным новшеством боевой машины стало наличие турели кругового вращения, смонтированной в грузовой платформе. Устройство устанавливалось на каркас в виде усечённой пирамиды, нижняя часть которого крепилась к лонжеронам. Орудийная площадка могла наклоняться или поворачиваться вокруг своей оси, а для снижения колебаний от стрельбы между каркасом и поворотным валом устанавливали гаситель.
Универсальное крепление позволяло нести «классический» набор вооружения для подобного класса машин: автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Конкурс», противотанковый гранатомёт СПГ-9, или пулемёт (КПВТ или ПК). Что примечательно, турель позволяла нести сразу два вида вооружения.
В остальном автомобиль почти ничем не отличался от своих «гражданских» собратьев – кузов получил комплект защиты из «кенгурятника» и труб, заменивших задний бампер. Опытные образцы машин комплектовались мотором УЗАМ, но также на машины мог устанавливаться дизель Ford XLD 418 или моторы Renault – F3R (113 сил) и F4R (140 сил).
Итоги
Известно о пяти военных пикапах, которые на ОАО «Москвич» собрали для презентации. Доподлинно неизвестно о переговорах с военными, для которых машина предназначалась – уже в октябре 2001 года конвейер бывшего АЗЛК встал. О необычных «Москвичах» забыли – лишь спустя время некоторые образцы в разном состоянии «всплыли» в частных руках, а единственный «эталонный» пикап 234421 хранится в музее «Московский транспорт» на Рогожском валу.
Хоть история и не любит сослагательного наклонения, давайте пофантазируем – спасла бы армия «Москвич»? Даже исключая плачевное состояние ВС РФ тех времён, к самой машине были претензии. Во-первых, «Москвичи» нулевых окончательно похоронили репутацию советского завода – качество сборки и комплектующих усугубляло устаревающую базу АЗЛК-2141. Да и сам удлинённый пикап получился с изъяном: база в 2,9 метра окончательно «убила» отзывчивость рулевого управления (напомним, никакого гидроусилителя там не было). Более того, отсутствие нагрузки задней оси, вкупе с изменившейся кинематикой подвески, приводила к непрогнозируемому «подруливанию». Также вызывала вопросы несущая конструкция, которая вряд ил бы перенесла армейские нагрузки.
Иначе говоря, успех пикапов «Москвич» не спас бы ОАО «Москвич», а военный контракт лишь ненадолго продлил бы агонию завода. Правда, сама концепция москвичей оказалась верной, и даже обогнавшей время – применительно к ВС РФ. В этом году на Параде победы по Красной площади прошли пикапы ВИС-2346 и четырёхместные UAZ Patriot Pickup, предназначенные для патрулирования в качестве «летучек».