Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Военные «Москвичи» - как АЗЛК метили в армию

С начала 1990-х годов бывший завод АЗЛК, переименованный в ОАО «Москвич», оказался в тяжелейшем состоянии. Покупательская способность населения падала, а продукция некогда славного завода не могла конкурировать даже с АвтоВАЗом. Всё это приводило к стремительному росту долгов предприятия, и неминуемому краху, который решили оттянуть распространённым способом – военными контрактами. Тендер мог бы обеспечить завод работой на долгие годы, а оплату гарантировал бы государство. Но не срослось.

Иллюстрация "боевого Москвича" из патентной заявки. Главным и единственным ключевым отличием машины стала поворотная орудийная турель.
Иллюстрация "боевого Москвича" из патентной заявки. Главным и единственным ключевым отличием машины стала поворотная орудийная турель.

Фермер – предшественник военного

В 1991 году ещё советский АЗЛК попытался войти в пустующую нишу советских пикапов. На тот момент единственной «народной» моделью оставался ИЖ-2715, прозванный «Пирожком», поэтому расчёт казался верным: востребованный кузов, реализованный на современной переднеприводной платформе, мог бы стать достойной альтернативой.

Москвич-2335 разработали в 1991 году, но производство удалось наладить лишь в 1993 году. Эту модификацию выбрали для попыток пересадить солдат на "Москвичи"
Москвич-2335 разработали в 1991 году, но производство удалось наладить лишь в 1993 году. Эту модификацию выбрали для попыток пересадить солдат на "Москвичи"

Конструкция машины была незамысловатой – по сути, «Москвич» 2141 разделили надвое, заменив задние сидения и багажник грузовой платформой. Из-за того, что новый кузов лишился пары боковых стоек и крыши, его жёсткость снизилась, что решили установкой дополнительных лонжеров. Оставалась проблема развесовки: на заднюю ось давили скромные 352 килограмма – против 860 спереди. Частично это компенсировали установкой рессорной подвески от АЗЛК-2140 и новой балкой.

Полноприводный пикап с четырёхместной кабиной, лёгший в основу  армейской модификации. Трансмиссию разрабатывали с учётом наработок 1980-х, когда АЗЛК совместно с британцами делал полноприводный АЗЛК-2141
Полноприводный пикап с четырёхместной кабиной, лёгший в основу армейской модификации. Трансмиссию разрабатывали с учётом наработок 1980-х, когда АЗЛК совместно с британцами делал полноприводный АЗЛК-2141

Москвич-2335 был готов к серийному производству в том же 1991 году, но последующие события отложили процесс – сборку пикапа наладили лишь в 1994 году, уже на мощностях ОАО «Москвич». Тогда же руководство завод решило пойти дальше, создав конкурента «Ниве».

«Москвич» 4х4х4 – вместительность и проходимость

Ещё в начале производства первого пикапа инженеры подготовили проект рамного пикапа Москвич-2335, и машины с полноприводным шасси – 2336. Правда, в 1990-х было не до того – на эксперименты решились лишь тогда, когда завод приблизился к банкротству. Руководство завода решило, что потребителя можно завлечь разнообразием, а «фермерский» 2335 имел слишком узкую нишу. Так, в 2000 году разработали пикап с четырёхместной кабиной - 2344 (Double Cab, King Cab – на западе). Базу машины увеличили на 20 см, а грузовую платформу сократили на 57 см. Это позволило поместить дополнительный ряд сидений, доступ на который обеспечивала единственная пара дверей – пусть, и удлинённых. Расширилась и гамма моторов – помимо двигателей ВАЗ-2106 и УЗАМ-331.10, машина получила новый агрегат 331.17, который дополнял дизельный мотор Ford XLD 418. Американский дизель обладал скромной мощностью в 60 сил, которую отчасти компенсировал крутящий момент в 110 Нм.

Внешне полноприводную модификацию можно было отличить по увеличившемуся дорожному просвету и неразрезному заднему мосту вместо балки
Внешне полноприводную модификацию можно было отличить по увеличившемуся дорожному просвету и неразрезному заднему мосту вместо балки

Главным новшеством 2001-го года стала полноприводная трансмиссия, которую ещё советские сотрудники АЗЛК разработали в сотрудничестве с британцами из FFD в конце 1980-х. Пикап получил неразрезной задний мост, крутящий момент к которому поступал через самоблокирующийся межосевой дифференциал. Это позволило избавиться от раздаточной коробки. Так появилась модель Москвич-234421. Машина отличалась внушительным клиренсом в 16 сантиметров, что позволяло преодолевать снежный покров в 30 см. Первые машины оснастили 2-литровым карбюраторным мотором УЗАМ-248 мощностью в 112 сил и крутящим моментом в 161 Нм. Если учесть, что полноприводный пикап с двойной кабиной потяжелел до 1950 килограмм, особая динамика ему не светила.

Машину отличал широкий выбор силовых агрегатов мощностью от 60 - до 140 сил
Машину отличал широкий выбор силовых агрегатов мощностью от 60 - до 140 сил

Все эти новшества натолкнули руководство ОАО «Москвич» на мысль о сотрудничестве с армией, в чём видели спасение для угасающего предприятия.

Последняя попытка

В 2001 году ОАО "Москвич" презентовало первые пять машин перспективного семейства, которые минимально отличались от серийных аналогов
В 2001 году ОАО "Москвич" презентовало первые пять машин перспективного семейства, которые минимально отличались от серийных аналогов

В конце 2001 года представители ОАО «Москвич» подали патентную заявку на регистрацию военной модификации полноприводного пикапа. Судя по описанию, главным новшеством боевой машины стало наличие турели кругового вращения, смонтированной в грузовой платформе. Устройство устанавливалось на каркас в виде усечённой пирамиды, нижняя часть которого крепилась к лонжеронам. Орудийная площадка могла наклоняться или поворачиваться вокруг своей оси, а для снижения колебаний от стрельбы между каркасом и поворотным валом устанавливали гаситель.

Ключевой особенностью стала поворотная турель, которая позволяла нести разнообразное вооружение. Учитывая несущую конструкцию, сложно предположить, сколько выстрелов из АГС-17 выдержал бы "Москвич"
Ключевой особенностью стала поворотная турель, которая позволяла нести разнообразное вооружение. Учитывая несущую конструкцию, сложно предположить, сколько выстрелов из АГС-17 выдержал бы "Москвич"

Универсальное крепление позволяло нести «классический» набор вооружения для подобного класса машин: автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Конкурс», противотанковый гранатомёт СПГ-9, или пулемёт (КПВТ или ПК). Что примечательно, турель позволяла нести сразу два вида вооружения.

Одна из машин в цехе уже остановившегося завода. Видимо, этот экземпляр позже попал в музей
Одна из машин в цехе уже остановившегося завода. Видимо, этот экземпляр позже попал в музей

В остальном автомобиль почти ничем не отличался от своих «гражданских» собратьев – кузов получил комплект защиты из «кенгурятника» и труб, заменивших задний бампер. Опытные образцы машин комплектовались мотором УЗАМ, но также на машины мог устанавливаться дизель Ford XLD 418 или моторы Renault – F3R (113 сил) и F4R (140 сил).

Итоги

Известно о пяти военных пикапах, которые на ОАО «Москвич» собрали для презентации. Доподлинно неизвестно о переговорах с военными, для которых машина предназначалась – уже в октябре 2001 года конвейер бывшего АЗЛК встал. О необычных «Москвичах» забыли – лишь спустя время некоторые образцы в разном состоянии «всплыли» в частных руках, а единственный «эталонный» пикап 234421 хранится в музее «Московский транспорт» на Рогожском валу.

Москвич-234421 в музее "Московский транспорт". Это единственный экземпляр, сохранивший первозданную комплектацию и состояние
Москвич-234421 в музее "Московский транспорт". Это единственный экземпляр, сохранивший первозданную комплектацию и состояние

Хоть история и не любит сослагательного наклонения, давайте пофантазируем – спасла бы армия «Москвич»? Даже исключая плачевное состояние ВС РФ тех времён, к самой машине были претензии. Во-первых, «Москвичи» нулевых окончательно похоронили репутацию советского завода – качество сборки и комплектующих усугубляло устаревающую базу АЗЛК-2141. Да и сам удлинённый пикап получился с изъяном: база в 2,9 метра окончательно «убила» отзывчивость рулевого управления (напомним, никакого гидроусилителя там не было). Более того, отсутствие нагрузки задней оси, вкупе с изменившейся кинематикой подвески, приводила к непрогнозируемому «подруливанию». Также вызывала вопросы несущая конструкция, которая вряд ил бы перенесла армейские нагрузки.

Один из немногих сохранившихся экземпляров недавно продавался за 400 тысяч рублей на Drive2
Один из немногих сохранившихся экземпляров недавно продавался за 400 тысяч рублей на Drive2

Иначе говоря, успех пикапов «Москвич» не спас бы ОАО «Москвич», а военный контракт лишь ненадолго продлил бы агонию завода. Правда, сама концепция москвичей оказалась верной, и даже обогнавшей время – применительно к ВС РФ. В этом году на Параде победы по Красной площади прошли пикапы ВИС-2346 и четырёхместные UAZ Patriot Pickup, предназначенные для патрулирования в качестве «летучек».

ВИС-2346 на репетиции Парада Победы через 18 лет после фиаско "Москвича".
ВИС-2346 на репетиции Парада Победы через 18 лет после фиаско "Москвича".

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить палец вверх – если текст вам понравился. По ссылкам ниже – тексты о других разработках ОАО «Москвич», и военных автомобилях: