Согласно данным нового исследования от независимого агентства Zoom Market, самые плохие дороги в стране в Челябинске. Точно такие же ужасные магистрали обнаружены в Махачкале и Омске. По мнению экспертов, челябинские дороги настолько суровые, что многие автомобилисты даже отказываются от машин – жалко их ломать на бесконечных ямах и выбоинах.
Респондентам исследования о состоянии дорог задавали три вопроса: как вы оцениваете дороги в вашем городе? За последние три года состояние дорог улучшилось? По вашему мнению, стоит ожидать улучшение дорог в будущем?
После тройки антилидеров (Челябинск, Махачкала, Омск) в списке следуют Саратов, Брянск, Пермь, Иваново, Уфа, Симферополь, Воронеж, Новосибирск, Красноярск, Чебоксары, Волгоград, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород, Пенза, Самара, Санкт-Петербург, Томск, Казань, Краснодар и Москва.
По словам проводившего исследование представителя агентства Андрея Штырова, плохие дороги являются одной из самых раздражающих проблем в России.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин подтверждает: проблема плохих дорог никуда не уходит из повестки. «Стоит признать, в большинстве регионов очень плохие дороги. Можно предположить, что именно на ремонте и строительстве воруют огромные денежные средства. При этом большая часть ДТП сегодня происходит именно по вине ужасных дорог, однако подрядчики, как правило, не несут за это никакой ответственности», — говорит эксперт.
Впрочем, в некоторых регионах дорожная проблема во многом решена, утверждает эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова. «Например, в Татарстане львиная доля магистралей находится в прекрасном состоянии – хорошее покрытие, наглядная разметка, которая регулярно обновляется. Что касается Челябинска, который стала антилидером нового рейтинга, то это плохой сигнал – очевидно, что эта отрасль там по-прежнему находится в крайне запущенном состоянии. Если местные жители сами признаются, что у них не дороги, а направления, то это чудовищно! На мой взгляд, это является показателем общего социально-экономического неблагополучия, ведь именно дороги - визитная карточка любого региона», - отмечает Желтова.
Стабильно плохо
Попадание Челябинска в рейтинг нельзя назвать случайным. Так, год назад среди 50 регионов страны с населением свыше миллиона человек последнее место по аварийности из-за «неудовлетворительных дорожных условий» заняла именно Челябинская область. По данным общественного центра «За безопасность российских дорог», в регионе произошло 2411 ДТП, в которых погибли 198 и пострадали 3136 человек.
Ежегодно общественники исследуют опасные ямы и сигнализируют властям. Но качество ремонта дорог кардинально не меняется. Ближайший сосед челябинцев, Свердловская область, тогда тоже вошла в так называемую «красную зону» рейтинга с наиболее опасными дорогами.
Впрочем, местные чиновники тогда активно оправдывались. В частности, в региональном министерстве дорожного хозяйства и транспорта заявляли, что 52,5 процента дорожной сети Челябинской области по результатам последней проверки находятся в нормативном состоянии, а это выше среднероссийского показателя в 48 процентов. «По качеству выполненных работ в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» мы заняли шестое место среди 38 регионов-участников. Да, не всегда удается соблюдать сроки плановых ремонтов. Однако ситуация далеко не катастрофическая», — утверждали в министерстве.
Асфальтировать «всем вместе»
Неслучайно врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер фактически начал свою деятельность с «дорожного вопроса». Текслер поручил обеспечить независимый контроль за качеством ремонта дорог в регионе. Об этом он заявил сегодня во время поездки на один из реконструируемых объектов — дорогу Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского района. Под проливным дождем Текслер осмотрел работы на объекте и выслушал доклады подрядчика — компании «Южуралмост».
«Должен быть независимый контроль, так как одно из главных замечаний всегда к качеству дорожного покрытия. Никаких сомнений в том, что работы проведены качественно, быть не должно. У нас идут разговоры о монополизации рынка, вы лучше меня это знаете, — подбодрил подрядчиков Текслер. — У вас максимальный объем работ».
Позднее глава региона в общении с журналистами продолжил тему. По его мнению, «качество дорог нужно обеспечивать всем вместе». «Текущее качество обеспечивается работами исполнителя: представитель заказчика на стадии выпуска материалов проводит анализ, в том числе и в лабораторных условиях, инструментальные замеры. При выполнении непосредственно работ проверяется норматив по объему слоев, количеству материла. После проведения работ берется анализ асфальта. Есть процедуры, они описаны, но мне кажется, если эти же процедуры мы проведем независимыми организациями, это будет более убедительно и мы будем уверены, что работы выполнены качественно», — пояснил Текслер.
Удастся ли Текслеру победить недобросовестных дорожников – большой вопрос. Хотя, о чем это мы – какие дорожники?! У нас же – северная страна, сильные морозы, тяжелый климат, вот дороги и рассыпаются так, что их приходится перекладывать каждый год. Такие аргументы мы с вами регулярно слышим, верно? Обычно, правда, ремонтные работы начинаются ближе к ноябрю. Видимо, чтобы к весне успеть. А может, класть асфальт на снег – это новейшая технология?
Избавиться от дураков
Но решать вопрос дорог все равно придется. Ранее Владимир Путин заявил, что хороших дорог в России мало. Точнее так: «Дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало», — заявил президент.
Также, по словам Путина, освещенность дорог в России за пределами агломераций очень плохая. Он отметил, что эта экономия приводит к авариям и трагедиям. Президент потребовал от ведомств разобраться в ситуации, когда стоимость строительства и ремонта автодорог занижается на конкурсах.
Шуточную идею президент озвучил на форуме Общероссийского народного фронта. По словам Владимира Путина, достаточно до 2021 года избавиться от дураков в стране, и это автоматически приведет к исчезновению плохих дорог.
Вместе с тем глава государства отметил, что в тех городах, где финансы тратятся эффективно, проблем с дорогами не возникает. Положительную тенденцию он отметил в Саранске, Белгороде и Ставрополе.