Найти тему
Открытые НКО

Художественная терапия: особенные дети из интернатов учатся рисовать

Фото: АНО «Бирюзовая линия»
Фото: АНО «Бирюзовая линия»

Всего на территории Ленинградской области расположено более 25 учреждений для детей, имеющих инвалидность. В них проживаю около 800 ребят в возрасте от 6 до 18 лет.

Все, что творится в душе – на холст, не иначе. Ребята с ограниченными возможностями здоровья из интернатов Ленинградской области проходят реабилитацию посредством художественной терапии. Проект «Художник – детям. Помощь в обучении и развитии» реализует АНО «Бирюзовая линия».Программу воплощают в жизнь второй год подряд за счет средств Фонда Президентских грантов.

Всего на территории области расположено более 25 учреждений для детей, имеющих инвалидность. В них проживаю около 800 ребят в возрасте от 6 до 18 лет. Несмотря на все старания руководства и воспитателей интернатов, они не могут сделать развитие таких детей полноценным – им не хватает бюджета и личностного ресурса. Однотипная одежда, однотипная канцелярия – у ребят с ОВЗ все одинаковое, а ведь для творческого развития это не самые лучшие условия, поэтому перед авторами проекта стояла задача – помочь ребятам раскрыть свой личностный потенциал, почувствовать свою уникальность и самость.

Если начиналось все со школы-интерната в городе Кириши, то сегодня занятия по рисованию проводятся в шести детских домах и ресурсных центрах по всей Ленинградской области. Проект доказал свою эффективность: у детей пошла на поправку мелкая моторика, улучшилось поведение, появилась творческая заинтересованность, и в положительную сторону изменилось восприятие окружающего мира.  Владеть кистью и красками особенным ребятам помогает художник-энтузиаст Валерий Елесеев.

Фото: АНО «Бирюзовая линия»
Фото: АНО «Бирюзовая линия»

— Есть дети с уникальным видением — из-под их кисти выходят яркие, многокрасочные рисунки. Если я показываю им один цвет — они могут назвать сразу пять разных оттенков. Есть ребята, которые сразу видят целостную композицию, как профессиональные художники. Есть ребята гиперактивные, которые за урок могут нарисовать 3-4 рисунка. А есть, наоборот, с замедленной реакцией, которые рисуют очень кропотливо и тщательно. Каждый из них уникален и мы на примере живописи стараемся им это объяснить. Они очень стеснительные и привыкли смущаться своих особенностей — а тут вдруг оказывается, что люди восхищаются их работами,— отмечает художник в разговоре с корреспондентом газеты «Комсомольская правда».

Генеральный директор АНО «Бирюзовая линия» Антонина Космачева в свою очередь признается, что уроки рисования стали отличным способом выплескивания эмоций для ребят – с помощью кистей и красок они выражают все, что накопилось у них внутри. В процессе занятий у рисунков часто меняется цветовая гамма. Они начинают активнее общаться как с преподавателем, так и друг с другом, они начинают осознавать, что за стенами детского дома есть совершенно иной мир. Дети задумываются о своем будущем, и у них появляются вопросы, например: как стать художником, и какое образование нужно для этого получить.

В конце года в Киришской картинной галерее проводится выставка работ, которые нарисовали участники проекта. Для детей важно, что их картины попали в настоящий музей, что приходят люди, и смотрят на их рисунки. Это придает особенным ребятам уверенности в себе, они начинают верить в себя и впервые понимают, что могут чего-то достигнуть.