Найти тему
Кот&Мыш

Саратовская "область" или "губерния"?

Отпуск не прошел даром. Посетил Черное море и таким образом условно соединил линию своего автопробега от Японского. Да, он растянулся во времени и получился из двух этапов. В прошлый раз я проехал 10000 км, в этот 5000. А если считать от моря до моря, то где-то 10400 км. В общем, материал есть и по этой поездке и по той. Есть дневник путешествия на поезде Москва – Владивосток. Готовится материал, в котором постараюсь сравнить отдых в Приморье и Краснодарском крае. При этом посетил несколько городов и областей, пообщался там с местными жителями. Больше всего достанется Саратовской области, где посещал друзей. Не весь материал еще доработал для публикации, поэтому начну со свежих впечатлений. Маленькие зарисовки.

Так получилось, что Саратовскую область приходилось наблюдать на протяжении многих лет, общаясь с местными жителями и периодически приезжая сюда погостить. Поэтому некоторыми впечатлениями хотел бы поделиться.

«Саратовская губерния» и «Саратов – столица Поволжья». Эти два слогана активно продвигались в 90-00 годах. Название «губерния» прижилось как синоним провинциальности, отсталости, традиционности. Как говорилось в одном мультфильме: «В деревню, в глушь, в Саратов…». А вот «столицей Поволжья» он так и не стал. Было много рекламы и громких слов, а в итоге исчез местный ликероводочный завод. Не то, что бы это трагедия, но когда встает вопрос, что привезти друзьям в качестве сувенира из другого региона, лучше местного оригинального напитка не найти. Конечно, если поломать голову, подойти индивидуально, то можно как-то выкрутиться. Но отпуск пролетает, а за подарками приходится бегать в последний день и времени на размышления уже нет.

Побывал не только в самом Саратове, но и в его спутнике – Энгельсе и еще в нескольких районных центрах. Всегда интересно сравнить, как живут люди в других местах.

Когда в одной из деревень поинтересовался средней зарплатой, мне поведали, что она длительное время не превышала 7000-8000 рублей. Но в последнее время стали доплачивать до установленного минимума – ровно 11163 рубля и ни копейкой больше. Дополнительно подработать не дают. К примеру, работаешь водителем. Реально свои обязанности выполняешь час-два и сидишь весь день. Захочешь устроиться еще на полставки куда-нибудь, сразу уволят. А ведь люди как-то живут на эти деньги. Ладно, еще, когда дети взрослые и у тебя свой огород, а иначе даже не представляю, как на эти деньги можно выжить, особенно если здоровье уже не то. Но, ведь и такой работы не хватает. Поэтому из сёл народ по-прежнему уезжает.

Про особенности работы "Единой России" в этом регионе уже писал. Но хочу отметить и положительные моменты: в районных центрах в свое время открыли физкультурно-оздоровительные комплексы и везде написали, что это подарок от партии. Я посещал один из них и мне очень понравился бассейн. Но только не все районные администрации могут их содержать и они, зачастую, простаивают ввиду закончившейся лицензии или неисправности. Правда, далеко не везде.

Сельское хозяйство здесь в почете, все поля вспаханы и засеяны подсолнечником. Вообще, такое чувство, что в этом году нас зальют подсолнечным маслом: от Москвы на юг все поля покрыты этими растениями.

Нет фото в подсолнухах - значит летом из города не выезжал)
Нет фото в подсолнухах - значит летом из города не выезжал)

Хотя здесь есть еще и своя арбузная столица – Ровное. О ней расскажу отдельно.

Вид на Волгу из Ровного.
Вид на Волгу из Ровного.

Отдых в области дорогой. Я привык отдыхать дикарем в палатке. Поэтому хотел найти место с хорошим и чистым пляжем вдали от городов. И нашел на одной из баз. Если размещаться в домиках, то по 1000-1500 рублей в сутки с человека, а если в палатке, то 2000 рублей за место для нее. Дешевле отдыхать все же на море. Решил их рублем не поддерживать. Тем более погода подвела.

Сам Саратов хоть и меняется, но очень медленно.

Из заметных изменений – реставрация цирка, железнодорожного вокзала и привокзальной площади. Однако, в самом здании вокзала как не было кондиционирования, так и нет до сих пор. Летом здесь очень душно.

Сам город грязный и блеклый. Таким он был всегда. Разбитые бордюры, а соответственно тротуары. Здания в центре города начали красить в серый и темно-серый цвета с отдельными яркими акцентами на различных архитектурных украшениях. Смотрится интересно: скромно и солидно. Город пытаются привести в порядок, но как-то отдельными кусками, а не комплексно. К примеру положили новый асфальт, а рядом разбитый строительной техникой газон, грязь с которого и покрывает дорогу.

Саратовская губерния - столица бездорожья. Да, федеральные дороги несколько лет назад привели в порядок. Специально чтобы транзитный транспорт пролетал мимо и не задерживался, а всем вокруг рассказывали, что в Саратове дороги есть. Но стоит прокатиться до районных центров и эта иллюзия исчезает. В самом лучшем случае вся дорога будет состоять из заплаток не выровненных между собой.

Слышал когда-то, что Саратов вот-вот станет городом миллионником. Ходили упорные слухи о том, что как только число жителей перешагнет эту черту, в городе должны будут проложить линию метро. Честно говоря, случайно в разговоре с местными поднял эту тему по старым воспоминаниям. Но тут выяснилось, что это при Союзе шел стабильный рост города, а сейчас не спасает и то, что в него из области народ активно переселяется. Потому, что еще больше народу уезжает в другие регионы.

Панорама Саратова с Соколовой горы
Панорама Саратова с Соколовой горы

Что реально и заметно изменилось в лучшую сторону это Энгельс. Много доступных новостроек, отремонтированные дороги, приведен в порядок пляж и центр города. Знаю много тех, кто предпочел сюда переехать из Саратова, хотя работа осталась там же.

-5

Центральный проспект Кирова в Саратове, приспособленный для пеших прогулок, удлинили почти до Волги. При этом его состояние очень удручающее. Покрытие состоит из брусчатки и плит, на две трети уже поврежденных. Возможно, мы попали в не самое удачное время, но магазины и кафе на проспекте закрываются или уже не работают. Практически ни одного летнего кафе. Хочется верить, что планируется реконструкция проспекта, а то как-то совсем печально.

-6
-7

В центре убрали торговые ряды и большинство торговых точек. Вместо них понастроили торговые центры. Поэтому создалось впечатление, что здесь активно кошмарят мелкий бизнес, выгоняя его на окраины.

Вокруг полно знакомых по Москве брендов. Однако и здесь не все гладко. Весной из региона ушел единственный магазин Decathlon. Не то, что бы я был его фанатом, но какая-то альтернатива, не самой адекватной в плане качества и ценовой политики, сети Спортмастер должна быть. Засилье магазинов Пятерочка и Магнит. В этом году проехал до Сочи – они есть везде, даже в небольших поселках. Что заметил, так это то, что продукция в них в основном местного производства. То есть меньше того пластилина, что продают в Москве и ее области. В этом плане столица похожа на гетто, где кормят эрзацпродуктами из сои, пальмового масла и прочих химикатов. В Саратове с продуктами питания гораздо лучше.

Летом город показался совсем пустым. Пробок нет. Ни на проспекте, ни на набережной, ни в торговых центрах людей практически нет.

-8

Посетил парк Победы на Соколовой горе, впечатления сильно испортили местные художники покрасившие военную технику. Да, и содержание парка вызывает вопросы. Об этом сделаю отдельный материал.

-9

Традиционно после развала СССР из Саратовской области большая часть народа уезжала на заработки в Москву и не только. Это притом, что здесь не слабая производственная база, добывается природный газ, есть атомная электростанция. Еще в советское время здесь газифицировали все, что можно.

По случаю наблюдал процедуру оформления замены газового счетчика в местном отделении Газпрома. Сначала стоишь долго в очереди, потому что из трех окон принимает одно. Потом полчаса бегаешь, как шарик в настольном теннисе по кабинетам собираешь подписи, одобрения, протоколы, утверждения и чего-то там еще. Причем, в один и тот же кабинет по нескольку раз. А когда выходишь на финишную прямую этого теста – бах! Касса не может принять деньги, потому что, то ли система зависла, то ли связи нет. А через банкомат, что стоит в коридоре? Он наличные не принимает. Спрашиваю про возможность заплатить электронным способом через интернет – на меня смотрят круглыми глазами. К этому моменту терпение кончилось, и вопрос оплаты решено было перенести на другое посещение.

Построен новый аэропорт и ожидает открытия. Безусловно, это большой плюс. Старый оказался уже со всех сторон окружен городом. Кроме того он не мог принимать большие авиалайнеры. Здание аэропорта ни снаружи, ни внутри не изменилось со времен СССР. Местная авиационная компания, не спеша, но все же развивалась. С каждым годом открывались новые маршруты. Но это ей не помогло – после одной авиакатастрофы ее закрыли. Насколько это было необходимо, не берусь судить. В жизни все бывает, но мне, почему-то кажется, что просто использовали повод для зачистки конкурентного пространства. Кто бы, что не говорил, а не работают у нас мелкие компании. Вот и в этот раз крупный бизнес съел более мелкого. Землю пустят под застройку жилья, которое никто не купит, ибо денег у людей нет, компанию в расход, персонал на биржу. Хотя людей, скорее всего, подберет крупная компания, которая поселится в новом аэропорту. И вроде даже всем хорошо. А как же конкуренция – двигатель прогресса? Вменяемых цен на авиабилеты точно еще долго не увидим. Однако, нам обещают уже осенью перелет Москва – Саратов или обратно за 499 рублей без багажа. Это может сильно ударить по РЖД с их безумными аппетитами. В общем ситуация интересная. Посмотрим, надолго ли хватит перевозчика с такими ценами, и в каком месте они найдут возможность содрать с пассажира недостающие деньги

Глядя на Саратовскую область, создается впечатление, что ее специально банкротят, чтобы выкупить за бесценок. Деньги из нее утекают как вода в песок, а эффекта не видно. Из местных управленцев никого до сих пор не посадили. Хотя прогресс в определенных направлениях есть. Поэтому вопрос, что такое Саратов – "губерния" или все-таки "область", для меня остался, не разгадан.

Это далеко не все впечатления. Позже выложу еще зарисовки об увиденном.