Эволюционное развитие Москвы, постепенное утверждение в ней новой планировочной концепции, медленное, шаг за шагом, преодоление черт, характерных для средневекового города, было прервано трагическими для всей России событиями осени 1812 года.
И хотя Московские пожары принесли множество разрушений и уничтожили большую часть архитектурного наследия, на пепле старой архитектуры возникла новая. Как бы не было парадоксально, но пожары и разрушения Москвы помогали ей развиваться и накапливать свое культурное наследие.
Что не убивает, делает Москву сильнее
Пожар Москвы, начавшийся при вступлении в нее армии Наполеона и продолжавшийся вплоть до бегства французов из города, нанес колоссальный ущерб древней столице. Масса жилых домов была уничтожена. Из 9000 зданий, существовавших в Москве, серьезно пострадало более 6500.
Однако после победы в Отечественной войне наступил период необычайно быстрого восстановления Москвы. За пять лет было возведено заново 6000 зданий и еще 2500 отремонтировано или перестроено. Облик города решительно изменился.
Однако, как и при Собянинской реновации, новое не всегда лучше старого. В 1814 году, когда архитектор Гесте представил свой вариант, началась переделка города. Проект Гесте — характерный пример подхода к планировке Москвы без учета ее исторически сложившихся планировочных особенностей. Гесте не удовлетворяли концентрация общественных пространств в центральных районах Москвы и отсутствие их на границе поселения у въездов на основные улицы. Он предложил создать несколько диаметров, прорезывавших Москву целиком, кроме того, хотел провести улицы, дублирующие основные магистрали (в том числе Новотверской проспект).
Проектирование новых площадей
Гесте предполагал разбивку 23 новых площадей. Они расчищались по «живой» ткани города равномерно по всей его территории, разрушая историческую кольцевую структуру. Особенно много площадей должно было по его проекту возникнуть у Камер-Коллежского вала. В целом расположение новых общественных пространств у Гесте было механическим. Московские зодчие детализировали проект Гесте, составили планы всех 23 площадей и нанесли его предложения на новый геофизический план города.