Найти тему
Древо прошлого

Человек, которого игнорировали союзники

Человек, которого игнорировали союзники

Польский волонтер, проникший в Освенцим.

Если бы исторические репутации были основаны на заслугах, Витольд Пилецкий был бы забыт. Тем не менее, капитан польской армии, который вызвался быть направленным в Освенцим в 1940 году, чтобы сообщить о гнусной деятельности немцев в лагере, мало известен за пределами Польши.

Такое положение вещей должно измениться с публикацией Джека Фэйрвезера «Волонтер». Фэйрвезер, журналист, выпустил живую и интересную биографию Пилецкого, которая в значительной степени опирается на современные сообщения, оставленные самим субъектом.

История Пилецкого, безусловно, замечательна. Осенью 1940 года он вызвался быть захваченным немцами в Варшаве в ожидании, что его отправят в новый концентрационный лагерь в Освенциме, откуда он доложит в польское подполье. В Освенциме он стал свидетелем начала геноцида; место, настолько жестокое, что каждый месяц тысячи польских заключенных умирают от болезней, жестокого обращения и переутомления.

Верный своему распоряжению, Пилецкий начал собирать информацию, которую он периодически вывозил контрабандой из лагеря в серии отчетов. Он ожидал, что польское подполье и союзные правительства будут приведены в действие, но он должен был быть разочарован. Как объясняет Фэйрвезер, Пилецкий будет вечно встревожен нежеланием польских союзников бомбить Освенцим. Со своей стороны, британские политики и высокопоставленные командиры ВВС жаловались, что нацеливание на лагерь отвлечет от военных действий и что они едва ли смогут избежать жертв среди заключенных. Пилецкий был неподвижен. Таковы были условия в лагере, писал он, что даже если заключенные умрут в результате нападения, «это будет облегчением».

Разбитый своей неспособностью воспрепятствовать геноцидным намерениям немцев, Пилецкий сбежал из Освенцима в 1943 году после того, как лунный свет вылетел из пекарни по периметру лагеря. Вернувшись в польское подполье, он воевал в Варшавском восстании следующего года, положив конец войне в немецком лагере для военнопленных в Баварии.

Оттуда он вернулся в Польшу, полностью зная, что его работа в подполье будет означать, что он станет мишенью для коммунистов. Он был должным образом арестован в 1947 году по сфабрикованным обвинениям в шпионаже и подготовке убийств. Будучи осужденным и признанным виновным, он был казнен в следующем году, исчезая из общественной памяти до его реабилитации после падения коммунизма в 1989 году.

Жизнь Пилецкого, которая является наглядным уроком убийственной жестокости европейских тоталитарных систем-близнецов, созрела, и Фэйрвезер очень хорошо это говорит. Хотя его история концентрируется прежде всего на опыте Пилецкого в лагере, его повествование, тем не менее, полно виньеток и ловко нарисованных персонажей: от ненавистных Капосов (лидеров казарм) до бесчисленных несчастных, которые разделяли его судьбу.

Помимо замечательной истории этой темы, книга Фэйрвезера также является убедительным и человеческим повествованием о превращении Аушвица из концентрационного лагеря, главным образом для поляков, в основную часть германского плана по уничтожению евреев Европы. Пилецки не питал иллюзий по поводу этой отвратительной эволюции. Его трагедия заключалась в том, что он не смог убедить внешний мир отреагировать соответствующим образом.

История Витольда Пилецкого издавна взывает к деликатному, осмотрительному пересказу, который отдает должное человеку и трудным временам, в которые он жил. Волонтер выполняет эти критерии превосходно.