Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Мобильник

Оглавление

(Cell, 2016, США)

- Ну давай, пошути ещё раз про меня, мой возраст и сиквел "Криминального чтива", ты, умник, пишущий эти строки!
- Ну давай, пошути ещё раз про меня, мой возраст и сиквел "Криминального чтива", ты, умник, пишущий эти строки!

"Вау! Для экранизации "Мобильника" пишет сценарий аж сам Стивен Кинг! То-то будет крутота!" - помнится, восторгались этой новостью самые малоопытные и наивные фанаты писателя. Тогда как многоопытные лишь скептически хмурились и указывали на целую прорву снятых по Кингу фильмов, для которых он тоже собственноручно делал сценарии и которые, мягко говоря, это не спасло от кассового провала и последующего забвения.

А наиболее многомудрые знатоки кинговского творчества и вовсе припоминали случай, когда Маэстро сам уселся в режиссёрское кресло ("Максимальное ускорение", 1996) и едва не заграбастал "Золотую малину". Которую он уступил... певцу Принцу, что тоже дерзнул в тот год немножечко порежиссировать ("Под вишневой луной"), но тоже переоценил свои силы и оказался в данном вопросе ещё большим профаном, чем Стивен.

"А зомби здесь тихие" © В. Васильев.
"А зомби здесь тихие" © В. Васильев.

И кто оказался в итоге прав насчёт "Мобильника"? Конечно, скептики, кто же ещё!
Как показала практика, даже если сам автор литературного первоисточника берётся подогнать его под стандартный кинохронометраж, ничего путного из этого не бывает. Кастрированная по всем пунктам и заполучившая "альтернативный" финал, экранизация была снята режиссёром ужастика "Паранормальное явление 2", но и это ничем ей не помогло. Вдобавок в ней нарушили один из главных принципов фильмов о зомби (к которым "Мобильник", бесспорно, относится): никто так и не объяснил зрителю, что за ерунда стряслась с мобильными телефонами и с чего вдруг они начали зомбировать людей аномальным хрень-импульсом, когда те подносили их к уху. Да, однажды это вдруг случилось... и всё, отвалите, никаких комментариев по этому вопросу авторы больше не дадут.

С хрень-импульса эта история и начинается. Вот некий художник графических романов Клайтон желает вылететь из Бостона к своей семье, но вдруг люди, что в эту минуту говорили по мобильникам, начинают вести себя по-зомбячьи. А потом те, кто это увидел и решил позвонить 911, тоже превратились в зомби. И лишь те счастливчики, кто просёк, в чем дело, остались нормальными людьми и не бзиканулись. Но и их количество стало быстро уменьшаться, ведь гуманистов среди зомби не было и встреченным им людям они пожимали руки лишь с одной целью - чтобы вырвать те руки из плеч с корнем.

Джон Кьюсак хотел подколоть девочку своей козырной шуткой из "2012" про то, нужны ли ей в апокалипсис "непромокаемые трусики", но что-то его остановило: не то присущая ему интеллигентность, не то взведенный "ствол" в руке у девочки.
Джон Кьюсак хотел подколоть девочку своей козырной шуткой из "2012" про то, нужны ли ей в апокалипсис "непромокаемые трусики", но что-то его остановило: не то присущая ему интеллигентность, не то взведенный "ствол" в руке у девочки.

Далее, как водится в зомбо-хоррорах, Клайтону "хошь не хошь" приходится а) быстро бегать, б) выживать и в) отправляться на поиск семьи, раз уж все авиарейсы из Бостона на сегодня и ближайшую вечность отменили. По пути - опять-таки по канонам жанра, - наш бедолага находит верных друзей. Жаль, конечно, что ими оказался не взвод бродячего спецназа, но чернокожий старичок Томас и храбрая девочка Алиса тоже знают, каким концом к себе надо держать оружие. И не только знают, но и поразительно кучно стреляют из него дрожащими руками в состоянии паники - спецназёры прямо обзавидуются.

Не обойдён вниманием и один из ключевых драматических эпизодов книги: массовое убийство героями зомбированных сограждан, валяющихся в отключке на стадионе. Здесь кровожадная фантазия Кинга-сценариста шагнула ещё дальше, чем беллетриста. Если в романе он всего-навсего подогнал туда пару газоналивных цистерн и взорвал их, то в фильме Клайтон и Томас сначала заправляют поливальную машину бензином, а затем медленно ездят по лежащей вповалку толпе, давя её колесами с хрустом и чавканьем и орошая её горючим. После чего эти славные ребята поджигают поле и с умилением в глазах наблюдают, как жарится, вероятно, самое грандиозное барбекю из человечины за всю историю хорроров.
И это здесь, пожалуй, единственная сцена, где Стивен Кинг воистину "жжот" во всех смыслах этого слова, ведь больше ничего столь же брутального и душераздирающего (ну, может быть, ещё начальная бойня в аэропорту) в фильме, к сожалению, нет.

- Чуваки, зырьте: там Сэмюэл Л. Джексон автографы раздаёт!
- Чуваки, зырьте: там Сэмюэл Л. Джексон автографы раздаёт!

***

В общем, нет - это не полновесная экранизация Кинга наподобие культового "Побега из Шоушенка", а всего лишь грубо выдранные страницы из книжного "Мобильника". Картина не доводит до ума и совершенства ни одну сюжетную идею, не говоря о главной интриге, и не раскрывает в полной мере ни одного персонажа. Финал истории тоже скомкан до безобразия, нити большинства выживших героев халтурно обрублены, а переписанная концовка по сравнению с книжной просто нелепа. Как результат - абсолютно заслуженный кассовый провал и миллионы лучей ненависти не только от поклонников легендарного писателя, но и от любителей истинных, а не суррогатных хорроров.
И поделом.

Трейлер фильма: