Я нахожусь в самом центре небольшого города Ново Архангельск - нынешнего Ситка
Центральным украшением площади является памятник Баранову - основателю города, промышленнику и покорителю Аляски. В этом же городе Аляску продали Америке. В честь Баранова назван и остров на котором находится город.
Достичь этого города можно лишь по морю или воздуху, сухопутного сообщения с большой землей нет. На территории города прекрасный национальный парк, где до сих пор можно увидеть реку полную лосося и белоглавого американского орла - символа Америки, можно наткнуться и на медведя.
Образовательный фильм d Sitka National Historical Park начинается с того, что рассказывают кто считает Аляску своей.
Индейцы своей.
Русские потомки своей.
Американцы своей.
Потомок индейцев рассказал, что они жили здесь до прихода русских, а американка русского происхождения поведала, что Россия передала Аляску своим американским союзникам.
История покорения Аляска уходит к Петру, о чем нам напоминает экспозиция в доме русского священника. Попробуем разобраться насколько колонизация Аляски русскими отличалась от колонизации остальной части Америки.
Так, в секретном «наставлении» компании Голиковых — Шелихова иркутского генерал-губернатора И.В. Якоби от 21 июня 1787 г. К. А. Самойлову и сменившему его на посту правителя Северо-Восточной компании Е. И. Деларову было приказано тайно зарыть 10 металлических «досок» с изображением медного креста и надписью «Земля Российскаго владения» (рис. 24) и установить еще 15 медных гербов империи «на твердой земле восточной Америки, называемой Аляска».
Поначалу все шло хорошо русские встретились с индейцами тлинкитами, которых они называли «колюжами» или «колошами» Торговля шла неплохо если учитывать что стеклянные бусы менялись на пушнину.
Однако вскоре пошли первые недоразумения.
Тлинкитским вождям были вручены медные российские гербы для демонстрации их экипажам иностранных судов «с внушением о верноподданнических к Российской державе обязанностях». Кроме того, «главный тоен Якутата» Ильхак получил в подарок гравюру с изображением наследника престола Павла I и дарственной надписью на русском и немецком языках. В свою очередь, вожди преподнесли русским ритуальные принадлежности и каланьи меха{572}. И если моряки расценили это как знак повиновения России, то индейцы рассуждали, разумеется, иначе, рассматривая подаренные медные гербы, видимо, как родовые тотемы русских и совершенно не считая себя подвластными не известной им Российской империи{573}.
Дальше больше.
Взаимоотношения русских с коренным населением Алеутских о-вов и Аляски привлекли внимание царского правительства, до которого дошли сведения о злоупотреблениях промышленников при сборе ясака с подвластных народов.
Похоже что принадлежности местным индейцам Аляски не воспринималось Россией как препятствие к расширению владений.
19 августа 1790 г. Баранов вышел из Охотска в море на галиоте «Три Святителя» под командованием Д. И. Бочарова. Перед отплытием Баранов получил секретные инструкции от начальника Охотского порта И. Г. Коха, в которых говорилось о необходимости расширять владения империи не только по американскому Зерегу к юго-востоку от Кадьяка, но и к северу от него до Берингова пролива. Для закрепления за Россией новых территорий Баранову было выдано 5 медных гербов и 5 металлических «досок»{591}
Первое серьезное столкновение состоялось в зал. Нучекю Русские привезли с собой в качестве рабочей силы кадьякцев, которые являлись врагами индейцев тлинкитов и в прошлом совершавших набеги на их землю.
Сражение продолжалось несколько часов. Вот как описывает А.А. Баранов начало этого столкновения: «В самую глубокую ночь пред зарею окружило нас множество вооруженных людей и со всех сторон начали колотье и резанье иноверцев (кадьякцев. — А.Г.),
Врезультате столкновения пострадали не только кадьякцы, но и два русских.
Тлинкиты предприняли несколько атак, но в конце концов вынуждены были бежать, поскольку к русским пришла подмога от Измайлова, оповещенного о нападении кадьякцами. Индейцы отступили к своим каноэ (по свидетельству Баранова, их было шесть) и ушли на них в море.
В то же время конкуренты Баранова свирепствовали в зал. Принс-Уильям.
Весной 1793 г. «лебедевцы», по сведениям Баранова, опять отправились в поход в зал. Принс-Уильям и опустошили на этот раз два селения чугачей, «увезя, — как писал Баранов, — всех от мала до велика с собою на Грековский (о-в Грин, — А.Г.), где они... отабори-лись, держа тех Чугач жен и детей под стражею, разъезжали с мущинами склонять других жил (селений. — А.Г.)обитателей, но в том удачи им было мало где разве нечаянно найти и напасть удавалось, тех захватывали, но множество еще оставалось народов целыми жилами непреклонных и укрывающихся от их свирепства»{613}
К середине 1790-х гг. система эксплуатации коренного населения приобрела уже довольно законченный вид. Она основывалась на сочетании методов экономического и внеэкономического принуждения. Их соотношение является пока малоисследованной проблемой: диапазон мнений ученых по этому вопросу весьма значителен. Он имеет, однако, принципиальное значение, так как речь идет о самом характере русской колонизации. Ведь именно труд аборигенов на пушных промыслах был фундаментом существования российских колоний в Америке, а туземцы составляли подавляющую часть их населения (имеются в виду народы, подчиненные русскими, — алеуты, кадьякцы, аляскинцы, чугачи и танаина). Соотношение подвластных туземцев к числу русских промышленников составляло в тот период примерно 25 к 1.
Племена индейцев противились русским по мере своих возможностей
Весной 1798 г. А.А. Баранов стал фактически правителем Аляски. В результате мощного восстания индейцев танаина, которое явилось одним из наиболее значительных выступлений аборигенов в истории Русской Америки, компания П. С. Лебедева-Ласточкина потерпела окончательное поражение. Это было вполне закономерно. Оставаясь в зал. Кука, «лебедевцы» оказались отрезанными от новых промысловых угодий на северо-западном побережье и несколько лет уже не получали подкреплений из метрополии. Не имея товаров для вымена пушнины, «лебедевцы», видимо, стали силой отнимать ее у индейцев, что, очевидно, и послужило главной причиной восстания танаина в марте — апреле 1798 r.
Страдали местное население и от болезней завезенными русскими колонизаторами.
Хотя с приходом русских внутри- и межплеменные столкновения практически исчезли, так как это мешало налаживанию торговли и регулярного промысла, численность аборигенов падала. Это было вызвано комплексом причин: гибелью на опасных промыслах, голрп дом, завезенными русскими болезнями и т. П.
В 1799 году Русско АК впервые основала на острове Ситка постоянное поселение — Михайловскую крепость. Местные племена индейцев-тлинкитов, недовольные появлением русских промысловиков, объединились в мощный союз и в июне 1802 г. захватили и разрушили Михайловскую крепость
Главный правитель РАК А. А. Баранов начал подготовку ко вторичному завоеванию Ситки, которая заняла два года.
Баранов решил не только вернуть Ситку но провести карательных поход в назидание другим племенам.
В июле в Павловскую гавань прибыл участвовавший в первой русской кругосветной экспедиции 14-пушечный шлюп «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского. Узнав о походе Баранова, Лисянский также отправился к Ситке, куда прибыл в августе, встретившись у острова с «Екатериной» и «Александром Невским». Прибытие крупного военного судна с многочисленным экипажем и артиллерией значительно усиливало русские силы в Америке.
Баранов тем временем с «Ермаком», «Ростиславом» и байдарочной флотилией обходил другие острова архипелага Александра, приводя в покорность проживавших там индейцев. В конце сентября Баранов прибыл к Ситке, соединившись с находившимися там судами. Общие силы составили 120 русских промысловиков Баранова, 50 членов экипажа «Невы» и около 800 алеутов и эскимосов. На Ситке им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в построенной ими деревянной крепости. Многие индейцы были вооружены ружьями, у них было и несколько фальконетов.
Несмотря на преимущество, русским не удалось взять штурмом крепость и лишь истощение припасов вынудили индейцев покинуть крепость.
7 октября ночью индейцы скрытно ушли из своей крепости, которая 8 октября была занята русскими. В качестве трофеев Баранову досталось 2 фальконета и 20 каноэ. Индейские укрепления были разрушены, а русская Ново-Архангельская крепость вскоре стала столицей Русской Америки.
В честь этой битвы была установлена мемориальная доска.
Однако вместе с разграблением животного мира и ресурсов на Аляску были отправлены представители православной церкви, которые налаживали контакт с местным населением.
До сих пор в городе существует русская церковь и дом священника. Американцы чтут историю русской Аляски.
В то же время священники приложили усилия обратить местных индейцев в православную веру. Церковное образование и библия преподавалась для местных жителей.
Для меня осталось загадкой как этот прибор действовал.
Использована литература История Русской Америки (1732-1867)