Найти тему
Полуявь: Звуки

Где современные поэты?

(в качестве обложки использован фотокадр из клипа С. Шнуров и гр. Ленинград "Ч. П. Х", слева - С. Шнуров, справа - Саша Степанов)
(в качестве обложки использован фотокадр из клипа С. Шнуров и гр. Ленинград "Ч. П. Х", слева - С. Шнуров, справа - Саша Степанов)

Уже давно творится неладное с русской словесностью. Куда пропали гении пера? Где новые герои поэтического поприща? Почему русский слог затянула розовая трясина безвкусицы и попсы? Доколе править балом будут Донцовы и Перумовы

Чтобы сразу обозначить свою позицию, объясню: я не имею ничего против Донцовой или Перумова (который когда-то писал нечто годное), я против ширпотреба, которым они стали сегодня. Не знаю всегда ли Донцова писала так - ни раньше, ни сейчас не прочитал ни единой страницы из её сочинений, - но! Но то, что она олицетворяет ширпотреб ни у кого сомнений не вызывает. Это даже не попса.

Песни Пугачевой на стихи Вероники Тушновой, Вознесенского да и того же Резника - это в моём понимании попса без какого либо ругательного контекста. А вот то, чем сегодня издательства пичкают народ - это даже не попса в её вульгарном значении, это что-то трижды переработанное, некая пережеванная авторами третьесортная тема, которую "пейсатели" и "пейиты" отрыгнули в глаза читателям.

Оно, конечно, понятно - каждый кормится и пиарится, как умеет.

Тот же Андрей Белянин штампует свои фэнтезийные "юморески", но он хотя бы компенсирует всё приличным уровнем поэтического мастерства. Довелось мне присутствовать в Москве на его литературном вечере и слышать вживую строки, в характерной авторской манере - весьма пристойно, вполне положительное впечатление произвёл. Хотя, в целом, я заранее предполагал, что Белянин не обманет надежд.

К великому огорчению, Андрей Олегович в поэтическом плане служит приятным исключением.

И если углубиться в обзор конкретно поэтического сегмента, абстрагируясь от общего положения книжных дел, то ситуация более чем плачевна.

Признанные пииты типа Ах Астаховой, Соло Моновой и т.п. не способны элементарно предложить неизбитую тему или подарить свежий взгляд на истертые истины.

И ещё хуже ситуация выглядит, когда понимаешь что любой худо-бедно известный эстрадный деятель уже издал не по одному увесистому томику стихотворений собственного сочинения. Анфиса Чехова, Саша Петров (он же Гоголь, он же гопник), Ольга Бузова и куча прочих талантов с ТВ - оказывается вдобавок ко всему гении словесности.

Актёр по фамилии Назаров острит зарифмованными перлами о бедах любимого "Спартака", - но это не страшно. А страшно, когда такого же качества вбросы от Шнурова расцениваются, как поэзия. Шнуров талантливый певец и шоумен, однако называть его поэтом может лишь безграмотный бездарь, не имеющий с понятиями о русской речи ничего общего. При этом Шнуров оказался вдруг поэтом и судьёй в телевизионной поэтической передаче "SuperСтихи", которая вышла на ТНТ-Music благодаря стараниям Саши Степанова (он же рэпер ST). О рэперах в поэзии поговорим как-нибудь отдельно, сейчас же разговор поведем в общем русле.

Степанов считает себя поэтом (как и многие медийные няшки, насколько мы уже поняли) . Простейшие правила стихосложения им игнорируются, ритм и рифма зачастую отсутствуют или заставляют желать лучшего.

Да и черт бы с ними со всеми! - скажете вы. И будете не правы. Я бы тоже так сказал, но нельзя. Объясняю почему: все эти люди не просто задают моду, они - влияют на наше восприятие этического и эстетического посредством информационного и медийного пространства.

Я лично присутствовал и выступал на вечерах "superСтихов" Саши Степанова и видел множество молодых людей, которые посредством своего кумира вышли на сцену, но при этом не способны соблюсти в стихах ритм и темп - без них стихи становятся прозой. Причём, в данном случае, низкопробной прозой, лишенной вкуса, образности и идеи.

Идея у них одна на всех - что у Соло Моновой, что у Чеховой, что у Степанова, что у их фанатов - и заключается в двух словах: "несчастная любовь". 

Ведь это так свежо и ново - ломанным русским, вперемешку с матом, излить в уши слушателя морковно-амурные сопли. На большее видимо не хватает... А чего не хватает - решайте сами.

Я на этих вечерах поэзии был, участвовал, больше не пойду (во всяком случае, пока не заживут уши и глаза после всех исковерканных слов и конвульсивной подачи).

На этом завершу свой краткий обзорчик на положение дел.

Кажется, Бродский говаривал о том, что культура не может быть массовой. Ну, что ж, сегодня его слова имеют массу подтверждений.