Найти в Дзене
izzylaif

Мы всё ещё в совке

На РБК вышел материал, в котором более чем убедительно показывается, что Кредитная Федерация идет верной дорогой к социализму. Экономика исчезает, её место занимает "хозяйство".
Да, мне возражали, мол, госкомпании есть и в Европе. Да, есть. Только ключевая разница между российскими госкомпаниями и европейскими кардинальная — европейские госкомпании действуют на конкурентном рынке и обслуживают частных лиц, обычных граждан. А российские госкомпании существуют в своем закрытом мире госзаказов, и работают на такие же, как они сами, госкомпании.
Это то, что я неоднократно называл сохранившимися советскими социально-экономическими отношениями. Т.е. частная собственность вроде есть, розничная торговля есть, мелкое и среднее производство есть. А вот отношения между экономическими субъектами остались советскими. В теории вы можете хоть 99% хозсубъектов приватизировать, но если они будут работать только на госзаказ, то это ничем не будет отличаться по сути от советской систем

На РБК вышел материал, в котором более чем убедительно показывается, что Кредитная Федерация идет верной дорогой к социализму. Экономика исчезает, её место занимает "хозяйство".

Да, мне возражали, мол, госкомпании есть и в Европе. Да, есть. Только ключевая разница между российскими госкомпаниями и европейскими кардинальная — европейские госкомпании действуют на конкурентном рынке и обслуживают частных лиц, обычных граждан. А российские госкомпании существуют в своем закрытом мире госзаказов, и работают на такие же, как они сами, госкомпании.

Это то, что я неоднократно называл сохранившимися советскими социально-экономическими отношениями. Т.е. частная собственность вроде есть, розничная торговля есть, мелкое и среднее производство есть. А вот отношения между экономическими субъектами остались советскими. В теории вы можете хоть 99% хозсубъектов приватизировать, но если они будут работать только на госзаказ, то это ничем не будет отличаться по сути от советской системы. Важна уже не столько форма собственности, сколько ориентация хозсубъекта: либо государство, либо частные лица, принимающие свои решения независимо от централизованного плана.

К этому можно добавить и положение частной собственности — независимо от её формального наличия, значение имеет только совокупность законов, представлений и правил, гарантирующих её неприкосновенность или, напротив, отсутствие оной совокупности и, следовательно, условность частной собственности.

Не хочу показаться высокомерным, но в целом моя оценка российской экономике и перспективам её движения в сторону огосударствления, дававшаяся в течение последних двух лет, полностью оправдалась. Социалисты могут сколько угодно, при этом, хихикать и рассказывать о капитализме в России. Время покажет, кто прав и когда ваша утопия рухнет в очередной раз, не плачьте, что вас не предупреждали.

Вот несколько выдержек из материала РБК:
"Количество уголовных дел против предпринимателей растет; число закрывающихся компаний превышает число открывшихся; прямые иностранные инвестиции сократились с 2013 года почти в восемь раз, упав до смехотворных $8,8 млрд в 2018-м. На этом фоне отмечается стремительная консолидация активов в руках государства: с начала 2000-х годов доля банков с преимущественным госучастием выросла с 34 до 66%, а доля госкомпаний в добыче нефти — с 13 более чем до 50%".

"В Европе государственные компании работают на конкурентном рынке, продавая товары и услуги частному сектору или гражданам, то в России они все больше ориентируются на другие госкомпании. В 2018 году бюджетные закупки, подпадавшие под действие закона № 44-ФЗ, осуществлялись государством у государственных же компаний на 51% в сфере здравоохранения, на 65% — в услугах, связанных с научной и инженерно-технической деятельностью, и на 77% — в финансовом секторе. 72% выручки «Ростеха» с его 443 тыс. занятых обеспечивается госзаказом или экспортом по линии «Росвооружения». Кроме того, в последние годы в стране возникла большая группа компаний, которые формально являются частными, но не могут существовать без бюджетных заказов (вспомним рейтинги «королей госзаказа» от Forbes); вокруг госкорпораций сложились пулы подрядчиков и посредников, практически исключающие конкурентную борьбу. Около 95% закупок бюджетных организаций и более 90% поставок для госкомпаний осуществляется без конкурсов и других конкурентных процедур. Налоговые льготы, субвенции, государственно-частное партнерство — все эти инструменты скорее искореняют конкуренцию, чем помогают компаниям, по тем или иным причинам находящимся в сложной ситуации".

"Какие долгосрочные последствия может иметь трансформация экономики в хозяйство для России и россиян?

Во-первых, это смещение акцента с результата на процесс, завышение сметной стоимости любых предпринимаемых с одобрения власти проектов, несоотнесенность издержек и конечного экономического эффекта, появление массы бессмысленных с точки зрения интересов населения проектов, обеспечивающих успешное «освоение» ресурсов. Процессы эти в последние годы нарастают лавинообразно.

Во-вторых, это тотальное смещение основного внимания с потребителей, что в целом свойственно рыночной экономике, на производителей, как это принято в плановой. Ради этого усиливаются меры таможенной защиты, дается карт-бланш монополистам, повышаются тарифы, устанавливаются стандарты, позволяющие понижать качество товаров и услуг.

В-третьих, это трактовка успешности государства не по объему предоставляемых гражданам общественных благ, а исключительно на основании его способности концентрировать необходимые власти ресурсы. Именно поэтому повышение налогов и пенсионного возраста, равно как и «оптимизация» здравоохранения и образования, становится характерной чертой нашего общества, и поворота вспять ждать не стоит.

И наконец, это полное пренебрежение к побочному эффекту «хозяйственной» деятельности государства и государевых людей: экстерналии в наши дни интересуют властей предержащих даже в меньшей мере, чем в советское время. Лесные пожары в Сибири или разливы нефти на нефтепроводах — лишь одни из немногих тому подтверждений".

PS: Терминология совершенно некорректная и интерпретация ложная. Это и не социализм, и не капитализм. Это откровенно рабовладельческий строй.