Прошедший 11–12 августа в Авазе на каспийском побережье Туркмении, форум объединяет пять очень разных государств: евразийские союзники Россия и Казахстан, придерживающийся нейтралитета Туркменистан, Азербайджан, ведущий тщательно выверенную многовекторную политику, подсанкционный Иран.
В Авазе собрались порядка 1500 участников, представители 29 международных организаций. Государства были представлены на уровне президентов и премьер-министров. Один из центральных обсуждавшихся вопросов – процесс ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая призвана регулировать права и обязанности сторон по использованию Каспия, в том числе его вод, дна, недр, природных ресурсов и воздушного пространства над морем. Конвенцию согласовывали 22 года и приняли в прошлом году, отмечает эксперт клуба "Валдай" Евгений Винокуров.
Значение конвенции для безопасности региона и беспрепятственного сотрудничества прикаспийских государства сложно переоценить. Тремя государствами региона она уже ратифицирована, но Россией и Ираном ещё нет. Россия исправляет ситуацию: Конвенция внесена на ратификацию в Госдуму В Иране ситуация сложнее. По конвенции, Ирану досталась меньшая водная площадь, чем он ранее контролировал де-факто, что является предметом критики оппозиции. Кроме того, Иран планировал приступить совместно с Азербайджаном к освоению нефтегазовых ресурсов Каспия. Однако выход США из ядерной сделки с Тегераном и введение новых санкций против Исламской республики максимально затрудняет реализацию этих планов.