Не так давно на Юго-Восточную ЖД прибыли несколько новых электропоездов ЭП3Д для работы на сети железных дорог, с электрификацией под переменным током. Автор решил воспользоваться возможностью и проехаться в этом "инновационном" поезде (ну, как в СМИ пишут), хотя инновационного тут практически ничего нет.
Первым, куда пустили новый состав - это по маршруту Елец - Воронеж через Грязи Воронежские (обратно - Усмань - Елец, хотя, с сентября поезд пойдёт всё же из Воронежа). Составность всех привезённых поездов - 4 вагона, и, похоже, что они были взяты в лизинг у ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания, если не ошибаюсь).
Время хода по всему маршруту превышает 6.5 часов, это связано с тем, что график практически в прямом смысле выстраивался на коленке - ни перевозчик, ни местные железнодорожники до последнего и не подозревали, что будут какие-то подвижки после 5-летнего застоя.
Пассажиропоток на участке Елец - Грязи - Усмань практически нулевой (есть хоть что-то по пятницам на участке Липецк - Елец, но там, от силы, катается человек 60). После Усмани в сторону Воронежа населённость вырастает вплоть до 150 человек на состав.
Внешне состав ничем особо не отличается от своего собрата - ЭП2Д, работающий, в большинстве своём, на некоторых направлениях Мосузла - те же сиденья (разве что они одного цвета), тот же туалет, те же двери, откидные форточки через одно окно, и далее по мелочи. Даже индикация занятости туалета присутствует.
Кондиционер в поезде присутствует, работает исправно, поддерживая температуру в вагоне в районе +22 градусов. Переход между вагонами свободный, хотя двери, разделяющие салон и тамбур, весьма тугие - в старых ЭД9М было гораздо легче. И, разумеется, синхронного открытия второй двери (чтобы можно было одной рукой открыть одну дверь, а синхронно с ней открылась и вторая) и в помине нет.
Что до сидений в вагонах, то долго в них не просидишь - приходится примерно раз в час вставать и сколько-нибудь разминуться. Те сиденья, которые находятся у окон, снизу ограничены наличием то ли кондиционера, то ли обогревательного оборудования на всю длину салона.
В случаях, когда состав едет слишком быстро (скажем так, более 100 км/ч), раздаётся непонятный гул в салоне, который "бьёт" по голове неслабо. В то же время, общий уровень шума в ЭП3Д заведомо ниже, чем у тех же ЭД9М.
Ввиду того, что состав для местной железной дороги и обслуживающего персонала в новинку, настроить до конца его не смогли - внешний маршрутный указатель на табло в день запуска в регулярную эксплуатацию показывал, что едем мы, мол, в Шаховскую.
К слову говоря, случаи не единичны. Другой состав так же был с указателем до Шаховской, третий - и того до Покровского-Стрешнево. Информатор с объявлением остановок в составах также не записан, остановки приходится объявлять самому машинисту. Записаны, разве что, служебные аудиосообщения типа "вскрытие служебного тамбура в вагоне 09".
Наружное электрооборудование также не внушает доверия, особенно, в части торчащих проводов. Создаётся впечатление, что их закинули туда кустарным способом.
Конструкционная скорость также оказалась сниженной - со 130 км/ч до 120 км/ч. Это вряд ли позволит пускать те же электрички из Липецка в Воронеж с максимально сжатым временем в пути. Да и сейчас он тратит в пути более 3 часов.
Итого, мы имеем не самый лучший образец электропоезда, который был когда-то построен. Да, он шумит меньше, у него просторный туалет с индикацией (занято/свободно), есть кондиционер, свободный проход между вагонами, даже имеется конструкция для прохода колясочников в/из вагона.
Но все эти достоинства перечёркиваются тем же идущим по вагону гулом при высокой скорости проезда, кустарно слепленным наружным электрооборудованием, не самыми удобными сиденьями, не самыми удобными дверьми для выхода в тамбур, сниженной максимально допустимой скоростью движения и тем, что конструкция для входа/выхода колясочников вряд ли будет приспособлена под низкие платформы, коих на юго-восточной магистрали полным-полно (но тут я могу и ошибиться).
Народу, говорят, поезд нравится в целом (особенно он "нравится" СМИ, судя по тому, как его налево и направо расхваливают). У меня же впечатление неоднозначное.
Сам новый электропоезд сейчас, как упоминалось выше, катается по маршруту Усмань - Елец (с сентября - Воронеж - Елец) и обратно Елец - Воронеж, также, говорят о том, что их пустили и по маршруту Воронеж - Лиски, а с октября обещают пустить их уже в Россошь.