В российских вузах появится система цифровой оценки успеваемости студентов — искусственный интеллект просчитает различные параметры деятельности учащегося и примет решение либо о его поощрении, либо об отчислении. Как оценивают данную инициативу эксперты в сфере применения ИИ — в материале «Газеты.Ru». Российские вузы будут использовать искусственный интеллект при оценке успеваемости студентов, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление директора Центра EDCrunch University НИТУ МИСИС . ИИ будет оценивать учащихся по нескольким параметрам, включая посещаемость, поведение, активность на занятиях и участие в общественной жизни.
По результатам собранных данных искусственный интеллект будет выносить решение по каждому отдельному студенту — поощрить его, порекомендовать дополнительные занятия или отчислить.
Как утверждает Киясов, использование машин для оценки деятельности студента полностью исключить возможность предвзятости кого-либо из преподавателей.
Тестирование этой системы будет проходить в нескольких вузах. Ее внедрение стартует уже в этом году, а спустя два года в отдельных университетах будут действовать опытные образцы.
Эксперты считают, что применение искусственного интеллекта в сфере высшего образования позволит снизить количество отчисленных студентов до 10%. Отмечается, что в прошлом году этот показатель составил 16,8% учащихся.
Как рассказала «Газете.Ru» глава представительства IT-компании NetApp в России и СНГ Татьяна Бочарникова, технологии, позволяющие профилировать и анализировать поведение пользователей, уже широко применяются в образовании.
Однако, руководство высшего учебного заведения вряд ли передаст окончательное принятие столь важных решений как отчисление студента или, наоборот, зачисление кандидата (иначе говоря, то, что непосредственно влияет на судьбы людей) в «железные» руки.
Конечно, подсчет суммы баллов за, например, годовой экзамен, может и должен быть автоматизирован, но пока что технологии не позволяют выстроить такое количество алгоритмов, которые могли бы охватить весь спектр пресловутых «человеческих факторов». А они неизбежно возникнут при постановке вопроса об исключении ученика», — считает эксперт.
По словам Бочарниковой, важно помнить, что как бы мы ни одушевляли и не демонизировали искусственный интеллект и «умные» технологии в целом, это всего лишь инструмент сбора и анализа информации. Истинную опасность могут представлять люди, имеющие возможность подправить или исказить цифровой след, поспособствовав тем самым несправедливой рекомендации ИИ об отчислении.
Использование искусственного интеллекта в образовании позволит снизить долю человеческого фактора в принятии решения, используя собранные данные по статистике каждого студента, считает руководитель направления департамента бизнес-решений и эксперт по внедрению RPA компании Softline Станислав Маслов.
Это поможет непредвзято оценивать процесс обучения и отслеживать, какие именно процессы преобладают в то или иное время в том или ином вузе.
К тому же, если будут известны критерии, по которым происходит оценка, студенты смогут конкретнее понимать, как им выстраивать процесс своего обучения, чтобы не выходить за рамки, установленные системой.