Найти тему
Зеркало жизни

Сколько стоили автомобили и кто мог себе позволить их в Российской Империи

В конце 19 века в мире стали появляться первые автомобили. Не обошло это событие стороной и Россию. Первый заграничные экземпляры стоили около 3 000 руб., а в сравнении с ними за первый российский экземпляр (авто Фрезе 1896 год) просили в два раза меньше. Спроса на него практически не было, потому что все старались купить заграничное авто.

Автомобиль Фрезе
Автомобиль Фрезе

Для сравнения, если посмотреть на цены того времени, то лошадь стоила 100 рублей, а корова 60 рублей. В стране вскоре стала резко увеличиваться популярность этого вида транспорта. Обеспеченные люди старались перещеголять друг друга по количеству автопарка. И стоимость авто не заставила себя ждать и поползла вверх. Российские экземпляры выставляли по 8000 рублей ( по сегодняшнему курсу это почти 7 миллионов рублей, а стоимость импортных достигала 13000 и выше. В то же время с развитием автопромышленности и введением инноваций в производство, Форду удавалось установить цены на авто до 2000 рублей за штуку.

Автомобиль Форд 1903 года выпуска
Автомобиль Форд 1903 года выпуска

К 1914 году в Российской империи было уже более 13000 автомобилей. Только в автопарке Николая II было около 60 машин и все престижные модели. Казне такая роскошь обошлась в полмиллиона рублей. В 1894 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый дилерский центр автофирмы Бенц. Уже через три года по дорогам России колесили 19 авто этой марки, стоимостью до 3000 рублей.

Автомобиль Бенц, выпускавшийся с 1894 по 1903 год
Автомобиль Бенц, выпускавшийся с 1894 по 1903 год

А кто же мог себе позволить такую роскошь? Вот примерные зарплаты чиновников и рабочих в те годы: министр Правительства получал 26000 рублей в год, главы губерний 8000 рублей в год, заседатели Госдумы и профессора 4000-4500 рублей в год, инженер на предприятии 2000-2500 рублей, а обычные рабочие на заводах и фабриках 200-300 рублей в год.

Первый русский серийный автомобиль ( стоимость около 8000р.)
Первый русский серийный автомобиль ( стоимость около 8000р.)

Содержание за год авто достигало стоимости самого авто при покупке. Обычно у всех были шоферы и им приходилось платить по 50 рублей в месяц, комплект автошин стоил 500-600 рублей, на бензин и автомасло уходило порядка 230 рублей, кроме этого существовал налог в 3 рубля на одну лошадиную силу.