Найти тему
Спортивный накал

Первая модель КАМАЗа глазами ее главного конструктора

В начале 70-х в Набережных Челнах кипела ударная коммунистическая стройка. Планов было огромное количество и, надо признать, многие из них удалось реализовать: город с населением в 500 тысяч человек развивается и сейчас, а в сердце этого города по-прежнему функционирует автогигант.

Одновременно со строительством города и завода шли испытания и доработки первой модели для завода. Множество новых технических решений, которые делали автомобиль современным не только по советским, но и по международным меркам, требовали тщательной отработки и доработки.

А каким видели первые КАМАЗы люди, их проектировавшие? В журнале "За Рулем" в 1971 году вышло короткое интервью с главным конструктором Завода имени Лихачева Анатолием Маврикиевичем Кригером:

"— Если позволите, я начну с того во­проса, который вы не задали. Почему грузовик для Камского автозавода соз­дается на ЗИЛе? Дело в том, что требо­вания, которые мы предъявляем к это­му автомобилю, очень высоки. Это дол­жен быть современный во всех отношениях грузовик, мощный, большегрузный, удобный в управлении и обслуживании, экономичный и обладающий достаточно высокой скоростью. В то же время, пе­ревозя большой груз, машина должна иметь невысокую (максимум 6 тонн) осевую нагрузку, чтобы можно было эксплуатировать ее на всех автомобиль­ных дорогах общей сети страны.

Наш завод разработал недавно трех­осный большегрузный автомобиль с близкими данными, но с бензиновым двигателем. И естественно, проектиро­вание семейства автомобилей-тягачей для КамАЗа было поручено нам в со­дружестве с Ярославским моторным за­водом, конструирующим силовой агре­гат с новым дизелем.

Кроме этих двух заводов в создании прототипов КамАЗа участвуют Минский автомобильный завод, занятый кузовом и опрокидывающим механизмом 7-тонного самосвала, а также Одесский ав­тосборочный завод и Балашовское ГКБ, готовящие соответственно 15-тонные по­луприцепы и 8-тонные прицепы.

Почему нужна новая машина? Частич­но ответ дан в самой постановке задачи. Требовались дизельный тягач автопоез­да грузоподъемностью 16 тонн и 8-тонный грузовой автомобиль с осевым ве­сом не более 6 тонн.

Теперь о самой машине. Высокая за­данная грузоподъемность при малом осевом весе потребовала увеличения числа осей до трех. Ведущие оси — две задние.

ЗИЛ-170 на испытаниях
ЗИЛ-170 на испытаниях

Высокооборотный V-образный восьми­цилиндровый дизель ЯМЗ-740 развивает 210 л. с. Этого достаточно, чтобы даже с полной нагрузкой 20-метровый авто­поезд, весящий 26,5 тонны, мог дви­гаться со скоростью свыше 80 км/'час. Несмотря на вес и размеры, управле­ние КамАЗом будет легче, чем на других грузовиках. Руль снабжен гидроуси­лителем, тормоза — с пневматическим приводом, а сцепление оборудовано сервомеханизмом, снижающим усилие на педали.

Подробный разговор о всех новин­ках, многие из которых ранее не при­менялись в нашем автостроении, еще впереди. А сейчас назовем основные из них. Это — пневмогидравлический уси­литель в приводе сцепления, пятисту­пенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превра­щающим ее в десятиступенчатую. Это — раздельный привод тормозов при комби­нированной (двух- и однопроводной) его системе; запасной и аварийный тормоза, а также стояночный со специальными пружинами у тормозных камер, не до­пускающими начала движения, пока дав­ление в системе не достигнет нормы.

Это — сигнализация водителю о той или иной неполадке в системах автомо­биля во время движения. Это — кресло водителя с регулировкой положения си­денья и с дополнительным подрессориванием. И еще многое другое. Особое внимание при конструировании машины уделено вопросам безопасности, а так­же удобству для водителя.

Продолжаются испытания семейства КамАЗов, в которое входят бортовой автомобиль с прицепом (с обычной и длинной базой), седельный тягач с по­луприцепом и самосвал с кузовом, оп­рокидывающимся назад. Свыше 600 ты­сяч километров прошли в сумме опыт­ные образцы автомобилей на испыта­тельном полигоне, по дорогам Крыма, в пробегах по другим районам страны.

На основании их результатов внесены десятки улучшений в первоначальную конструкцию.

Работа продолжается. Камский авто­завод получит достойную машину"

Анатолий Маврикиевич Кригер родился 19 июня 1910 года, окончил называющийся ныне МАМИ институт, карьеру начинал на ГАЗе, с 1948 по 1954 годы работал главным конструктором на КАЗе, с 1954 по 1982 - на аналогичной должности на ЗИЛе.

-3

КАЗ-585, КАЗ-600, ЗИЛ-157, ЗИЛ-127, ЗИЛ-158, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,ЗИЛ-169 были спроектированы под его руководством. Принимал он активное участие и в разработке двигателей ЗИЛ, а также в разработке первых моделей КАМАЗа. Умер в 1984 году.

КАМАЗ-5320, который стал первой моделью камского автозавода, выпускался до 2001 года.