В начале 70-х в Набережных Челнах кипела ударная коммунистическая стройка. Планов было огромное количество и, надо признать, многие из них удалось реализовать: город с населением в 500 тысяч человек развивается и сейчас, а в сердце этого города по-прежнему функционирует автогигант.
Одновременно со строительством города и завода шли испытания и доработки первой модели для завода. Множество новых технических решений, которые делали автомобиль современным не только по советским, но и по международным меркам, требовали тщательной отработки и доработки.
А каким видели первые КАМАЗы люди, их проектировавшие? В журнале "За Рулем" в 1971 году вышло короткое интервью с главным конструктором Завода имени Лихачева Анатолием Маврикиевичем Кригером:
"— Если позволите, я начну с того вопроса, который вы не задали. Почему грузовик для Камского автозавода создается на ЗИЛе? Дело в том, что требования, которые мы предъявляем к этому автомобилю, очень высоки. Это должен быть современный во всех отношениях грузовик, мощный, большегрузный, удобный в управлении и обслуживании, экономичный и обладающий достаточно высокой скоростью. В то же время, перевозя большой груз, машина должна иметь невысокую (максимум 6 тонн) осевую нагрузку, чтобы можно было эксплуатировать ее на всех автомобильных дорогах общей сети страны.
Наш завод разработал недавно трехосный большегрузный автомобиль с близкими данными, но с бензиновым двигателем. И естественно, проектирование семейства автомобилей-тягачей для КамАЗа было поручено нам в содружестве с Ярославским моторным заводом, конструирующим силовой агрегат с новым дизелем.
Кроме этих двух заводов в создании прототипов КамАЗа участвуют Минский автомобильный завод, занятый кузовом и опрокидывающим механизмом 7-тонного самосвала, а также Одесский автосборочный завод и Балашовское ГКБ, готовящие соответственно 15-тонные полуприцепы и 8-тонные прицепы.
Почему нужна новая машина? Частично ответ дан в самой постановке задачи. Требовались дизельный тягач автопоезда грузоподъемностью 16 тонн и 8-тонный грузовой автомобиль с осевым весом не более 6 тонн.
Теперь о самой машине. Высокая заданная грузоподъемность при малом осевом весе потребовала увеличения числа осей до трех. Ведущие оси — две задние.
Высокооборотный V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-740 развивает 210 л. с. Этого достаточно, чтобы даже с полной нагрузкой 20-метровый автопоезд, весящий 26,5 тонны, мог двигаться со скоростью свыше 80 км/'час. Несмотря на вес и размеры, управление КамАЗом будет легче, чем на других грузовиках. Руль снабжен гидроусилителем, тормоза — с пневматическим приводом, а сцепление оборудовано сервомеханизмом, снижающим усилие на педали.
Подробный разговор о всех новинках, многие из которых ранее не применялись в нашем автостроении, еще впереди. А сейчас назовем основные из них. Это — пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в десятиступенчатую. Это — раздельный привод тормозов при комбинированной (двух- и однопроводной) его системе; запасной и аварийный тормоза, а также стояночный со специальными пружинами у тормозных камер, не допускающими начала движения, пока давление в системе не достигнет нормы.
Это — сигнализация водителю о той или иной неполадке в системах автомобиля во время движения. Это — кресло водителя с регулировкой положения сиденья и с дополнительным подрессориванием. И еще многое другое. Особое внимание при конструировании машины уделено вопросам безопасности, а также удобству для водителя.
Продолжаются испытания семейства КамАЗов, в которое входят бортовой автомобиль с прицепом (с обычной и длинной базой), седельный тягач с полуприцепом и самосвал с кузовом, опрокидывающимся назад. Свыше 600 тысяч километров прошли в сумме опытные образцы автомобилей на испытательном полигоне, по дорогам Крыма, в пробегах по другим районам страны.
На основании их результатов внесены десятки улучшений в первоначальную конструкцию.
Работа продолжается. Камский автозавод получит достойную машину"
Анатолий Маврикиевич Кригер родился 19 июня 1910 года, окончил называющийся ныне МАМИ институт, карьеру начинал на ГАЗе, с 1948 по 1954 годы работал главным конструктором на КАЗе, с 1954 по 1982 - на аналогичной должности на ЗИЛе.
КАЗ-585, КАЗ-600, ЗИЛ-157, ЗИЛ-127, ЗИЛ-158, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,ЗИЛ-169 были спроектированы под его руководством. Принимал он активное участие и в разработке двигателей ЗИЛ, а также в разработке первых моделей КАМАЗа. Умер в 1984 году.
КАМАЗ-5320, который стал первой моделью камского автозавода, выпускался до 2001 года.