____________________________________________________________________
Основы христианского вероучения
Цикл статей - 39/60
Ведущая: Мы продолжаем говорить о природе образа и подобия Божьего. В прошлый раз вы говорили о т.н. субстанциальном взгляде, суть которого в том, что в человеке есть якобы некая божественная субстанция. Многие верят, что это душа. А какие еще взгляды существуют в христианской теологии на этот счет?
Зайцев Е.В.: Весьма интересной представляется группа взглядов, в которых основной акцент сделан на отношениях. Эта группа взглядов называется «реляционной», от латинского слова реляция — отношения. Очень многие исследователи Священного Писания обратили внимание на то, что сразу после слов: «И сотворил Господь Бог человека по образу Своему» добавляется: «мужчину и женщину сотворил их». Отсюда можно заключить, что быть по образу Божьему, значит находиться в отношениях. Это означает то, что и в Боге есть отношения. Здесь косвенно как бы содержится намек на триединство Бога, на тайну пресвятой Троицы. Бог — это не монада. Он не один, как перст. В Боге есть отношения, это отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом. По образу такого Бога, Который представляет собой в определенном смысле социальное существо, и сотворен человек. Человек социальное существо, существо в отношениях. Человек только тогда человек во всей своей полноте, когда он существует как мужчина и женщина. Так сказано в Библии.
Ведущая: Т.е., мужчина сам по себе – не человек, в библейском смысле этого слова. И женщина сама по себе – не человек. Полнота человеческой природы – это мужчина и женщина. Так?
Зайцев Е.В.: Да, именно так и есть. И в таком смысле они и отражают Бога-Творца. Это очень интересная мысль, которая подчеркивается во второй главе Бытия, где говорится об отношениях между мужчиной и женщиной в брачном союзе: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и станут двое одна плоть». Чувство любви, которое связывает двоих, настолько глубоко, что при слиянии в любви они перестают восприниматься как как двое, как отдельные существа, они становятся одно. Брачный союз помогает нам приблизиться к тайне Божьего триединства. О Боге сказано, что Он един есть (евр. эхад), хотя это сообщество Отца, Сына и Святого Духа. И о человеке в браке сказано, что станут двое одно (тоже эхад). То же самое слово, что и по отношению к Богу. Это очень интересно. Быть по образу Божьему — это значит быть в отношениях любви. Как Бог есть любовь, так и человек в определенном смысле есть любовь. Во всяком случае он должен являть любовь в своих отношениях.
Ведущая: Очень интересная трактовка образа и подобия Божьего, которая, безусловно, заслуживает внимания.
Зайцев Е.В.: И наконец, еще одна группа взглядов на этот вопрос – она называется функциональной точкой зрения. Образ и подобие Божье в человеке заключается в том, что человек выполняет определенные функции и задачи в этом мире, которые возложены на него Богом. Об этом мы можем прочитать в Быт. 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И в Быт. 2:15 «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». В плане Божьем человек должен был стать мудрым управителем на земле, он должен был хранить, возделывать землю, которую Бог вручил в его руки. Подобно тому как Бог является управителем всей Вселенной, всего мира, и человек, сотворенный «по образу и подобию Божьему», становится управителем земли, этой маленькой вселенной, своеобразного микрокосмоса.
Ведущая: И это тоже очень интересная трактовка образа и подобия Божьего. Мне кажется, она особенно актуальна в наши дни, когда мы столкнулись с проблемой экологического кризиса. Человек был не способен исполнить первоначальное Божественное предназначение, и, относясь варварски, хищнически к среде своего обитания, довел эту землю до кризиса. Сегодня мы, наверное, должны обратить внимание на наше исконное предназначение и заботиться об этом доме, который вверен в наши руки самим Богом, помня о том, что мы сотворены «по образу и подобию Божьему».
Зайцев Е.В.: Совершенно верно. Подобная трактовка образа Божьего сегодня действительно актуальна. Человек должен пересмотреть свое отношение к окружающей среде и к тому мандату, который вверен ему самим Богом.
Ведущая: Можно ли утверждать, что по причине грехопадения человек утратил образ Божий
Зайцев Е.В.: На этот счет нет единого мнения. Так, Августин, в свое время считал, что грех настолько серьезно поразил человеческую природу, что человек утратил образ Божий полностью. Даже способность самостоятельного выбора утрачена. Человек не может сделать выбор в пользу своего спасения. Ириней, различая эти два понятия «образ» и «подобие», считал, что в связи с грехопадением человек утратил способность возрастать в подобии Богу, но образ сохранил. Во Христе эту способность человек якобы снова вернул. Большинство богословов согласны с тем, что человек не утратил образ Божий по причине грехопадения полностью, однако образ Божий в человеке был искажен.
Ведущая: Евгений Владимирович, в Библии неоднократно говорится о Христе как об образе Божием. Например, апостол Павел пишет в Фил. 2:6 «Он, [Христос] будучи образом Божиим…», или в Кол. 1:15 «Который есть образ Бога невидимого». Может ли это как-то помочь нам в понимании человека, сотворенного по образу и подобию Божию?
Зайцев Е.В.: Спасибо за вопрос. Да, о Христе действительно говорится как об образе Божьем, причем используется разная терминология: morphe, character, eikon. Кстати, от последнего происходит русское слово «икона». В этом отношении крайне важными представляются характер и дела Иисуса, поскольку Он, восприняв человеческое естество, являет собой совершенный образец того, какова, по замыслу Бога, должна была быть человеческая природа.
Ведущая: Правильно ли я понимаю, что о Христе как об образе Божьем мы говорим только в контексте боговоплощения?
Зайцев Е.В.: Конечно, именно о Нем, как Человеке говорится, что Он – образ Бога невидимого. И мы должны следовать этому образцу, полностью раскрывающему образ Бога. Он, Христос, – совершенный образ Божий, чье человеческое естество не запятнано грехом. Подражая Христу, мы и отражаем в себе образ Божий, который присущ нам в силу сотворения по образу и подобию Божьему.
Ведущая: Можно ли говорить о восстановлении образа Божия, искаженного в нас по причине греха, когда мы пытаемся подражать Христу?
Зайцев Е.В.: Да, можно. Хорошо об этом говорит апостол Павел в 2 Кор. 3:18: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Постоянное взирание на Христа, размышление о Его благочестивой жизни и служении, пребывание в общении с Ним и Его словом, безусловно, приведет к переменам в нашей собственной жизни. Мы будем все больше и больше походить на нашего Господа, мы будем отражать Его любовь в наших отношениях с окружающими людьми, мы действительно будем преображаться по образу Христа.
*******
Полная версия радиопрограммы
-------
Если вам понравилась статья и Вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды".
А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с Вашими друзьями в соц.сетях.
Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем Вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!