Найти тему
Varvara Santy

"Однажды в Голливуде" Тарантино как свежий глоток воздуха

Постер к фильму "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино
Постер к фильму "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино

Ретроспектива «Однажды в Голливуде» режиссера Квентина Тарантино, создателя таких культовых фильмов как «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», вышедшая на российские киноэкраны в широкий прокат в августе месяце этого года, не просто может увлечь, она способна воодушевить и оставить наилучшие впечатления. Если не забегать слишком далеко, углубляясь в подробности данной картины, я могу сразу назвать несколько причин моего восторга. Во-первых, сам факт того, что фильм Тарантино (на мой взгляд, режиссера картин не на каждого зрителя) выходит в широкий прокат на рынке российского кинопоказа уже говорит о том, что постепенно, миллиметровыми шагами, и все же, мы приводим наш кинорынок в порядок. А если говорить точнее, то эта хорошая тенденция (пока что касающаяся только фильмов Спилберга и Тарантино) могла бы привести нас к более или менее сбалансированному уровню показов авторских и массовых картин, таким образом рассширяя выбор для зрителя и развивая в нем эстетическое начало с точки зрения восприятия и оценивания любой кинокартины. Но так как данная частная ситуация еще не превратилась в широкомасшатбную тенденцию, не удивляйтесь тому, что в кинозале рядом с вами будут сидеть люди, не знающие, на что они вообще пошли, и жалующиеся вам, что фильм слишком долог или скучен. Безусловно, не все должны знать так называемые «штрихи автора» (в нашем случае режиссера), по которым можно его узнать; но с краткой информацией фильма или хотя бы с его названием стоило бы знакомиться каждому зрителю заранее, не на киносеансе. Во-вторых, в девятом фильме Квентина (о котором он говорил, как о своем последнем) точно и грамотно проведена черта, указывающая на финал карьеры Тарантино. И если бы Квентин не захотел бы снять еще одну-две дополнительных картины, этот фильм можно было бы считать грандиозным прощальным шествием не только с площадки Голливуда, но и из киноиндустрии в целом. В любом случае, продолжение деятельности Тарантино не может не радовать.

«Однажды в Голливуде» стал неким свежим глотком воздуха в атмосфере трансляции сплошного супергеройского кино. Этот фильм ценен потому, что в нем хорошо раскрывается переход от старого Голливуда с вестернами к новому Голливуду с немыслимой ранее творческой свободой. На стыке 60-70 годов в сфере американского кино происходило изменение. Под влиянием достижений Французской новой волны американские кинодеятели начали придерживаться теории авторского кино. Это требовало свободы - еще бОльшей свободы для творчества.

Но изменения происходили отнюдь не только в сфере кино. Политическая ситуация, сложившаяся в это время, была довольно щепетильной и требовала осторожности. Все как будто бы висело на волоске: продолжалась Вьетнамская война, убийство Кеннеди повлекло за собой массу студенческих волнений, на конец 60-х как раз пришелся расцвет движения хиппи. На улицах Лос-Анжелеса можно было встретить босоногих представителей протестующей субкультуры, всем своим видом выражающие свое недовольство. Из маслкаров доносились звуки треков известной для того времени группы «The Mamas and the Papas». Именно таким Тарантино помнил свое детство и эту атмосферу он мастерски воплотил в своей картине.

В эти перемены не вписываются главные герои фильма – Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо), будучи когда-то звездой вестернов и телепередач, и его каскадер Клифф Бут (Бред Питт). Переживая закат своей карьеры, Рик Далтон продолжает мечтать о главной роли в голливудском фильме у востребованного режиссера Романа Поллански, который, к тому же, является его соседом. Но в реальности Рик играет злых персонажей во второсортных картинах, которого постоянно побеждают новоиспеченные звезды кино. Когда те набирают популярность, былая слава Далтона отчетливее виднеется лишь на постерах и плакатах в его доме. Собственно, об этом и говорит постер с лицом актера, перед которым Рик и Клифф постоянно паркуют свою машину. Но в подобной кризисной ситуации оказывается и его лучший друг Клифф Бут, который живет лишь за счет того, что работает у Рика водителем и помогает по хозяйству. На фоне переживаний, истерик и бесконечных волнений Далтона, Клифф выступает его антиподом – он всегда спокоен, рассудителен и живет сегодняшним днем. Но их объединяет одна мечта – вновь играть в фильмах.

Дуэт Леонардо Ди Каприо с Бредом Питтом динамичен и увлекателен. В своей игре они смогли совместить юмор с переживанием, при этом полностью соответствуя образам и канонам тарантиновских героев. В некоторых моментах они чем-то напоминали дуэт Винсента Вега и Джуса Винфильда из «Криминального Чтива».

Интересно здесь то, что эти роли достались Ди Каприо и Питту не случайно. Здесь наблюдается своего рода закат эпох в двух временах – в конце «Золотого Голливуда» и в наши дни.

Однако самым важным аспектом является скрывающаяся за комическими образами трагедия человека. Славная, непринужденная и завораживающая атмосфера Америки на стыке десятилетий с яркими святящимися табло у заведений, несмолкаемыми громкими хитами конца 60-х, доносящимися до уголков улиц спальных районов, совмещается с уродством человеческой натуры, порожденной жестокостью, безнравственностью и извращением. Такое сопоставление можно пронаблюдать практически во всех работах Тарантино, но фильм «Однажды в Голливуде» уникален тем, что в этот раз режиссер постарался сделать его по-своему душевным: здесь зритель, уже знакомый с творчеством Квентина, может увидеть не похожую на прежние фильмы концовку. К тому же, эта картина не имеет четкого и ясного сюжетного каркаса, и чтобы дойти до сути, нужно смотреть фильм до конца и собирать его элементы как пазл. Как раз это и вызывает недопонимание картины у многих зрителей, однако именно здесь прослеживается своеобразность и уникальность творчества Тарантино.

Фильм «Однажды в Голливуде» можно считать самой сентиментальной и личной работой режиссера. В нее он попытался вложить запомнившиеся моменты своего детства, особенности того времени, из которого он черпал свое вдохновение. Несмотря на неизменные и уже приевшиеся трюки тарантиновских жестоких сцен, картине можно поставить заслуженную девятку.

9/10