Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Бразильский архитектор: «Проект здания или сквера должен быть жизнеспособен»

На фестиваль стрит-арта Vulica Brazil вместе с художниками из Южной Америки приехал Лоренцо Жименес — урбанист, один из основателей архитектурного бюро FGMF Arquitetos в Сан-Паулу и преподаватель Европейского института дизайна. Об Октябрьской улице, современном Минске и переосмыслении старых построек он рассказал в интервью МЛЫН.BY.

— Лоренцо, это уже ваш третий визит в Минск, а впервые вы приезжали сюда в 2017 году. Что поменялось в городе за это время?

— Больше всего изменений я заметил на Октябрьской улице. Сейчас там гораздо больше жизни, чем было два года назад. Появились кафе, спортзалы, открытые пространства. Это очень здорово. Но нужно продолжать работу! Подумать, как сделать Октябрьскую еще более комфортной для людей. Нужно ли здесь открыть новые магазины? Или, может, кафе? Как сделать ее более удобной для велосипедистов и пешеходов?

История Октябрьской вообще очень интересная. Улица была индустриальной, а сейчас превратилась в то, чего прежде в Минске никогда не было. В особое пространство, специально для людей. Это прекрасный пример того, как можно менять здания и при этом сохранять прошлое.

— То есть, чтобы современный город развивался, необязательно для этого сносить все старое и строить новое?

— Конечно же, нет. К прошлому нужно относиться с почтением. Например, в Минске почти вся довоенная история была буквально уничтожена. Что ж, надо сохранять то, что осталось от советского наследия.

Понимаете, архитектура прошлого важна, потому что с ее помощью следующие поколения могут понять, о чем думали и во что верили их предки. Поэтому, если необходимо приспособить старые здания под современные нужды, мне кажется, следует кардинально изменять только то, что сегодня абсолютно не функционирует. А здание, которое раньше было заводом, сейчас вполне может стать и офисом, и отелем. Не стоит этого бояться, задача построек меняется, она не может быть постоянной, это нормально.

-2

— Возможно, стоит перенимать опыт других городов со схожими проблемами?

— Смотреть на другие страны и пытаться повторять — это не очень разумно. У меня есть хороший локальный пример из Сан-Паулу, где я живу. Прямо в центре города у нас проходит надземное шоссе, которое уже сейчас полностью бесполезно. Поэтому нам нужно его как-то реконструировать. В Нью-Йорке уже делали что-то подобное: там на месте заброшенной эстакады разбили парк. Это фантастика. Но для Сан-Паулу это не подходит, потому что даже если бы мы превратили шоссе в сад, дорога под ним так и осталась бы темной и безлюдной. То есть мы бы решили проблему только наполовину. Поэтому копировать с других городов точно не надо.

У каждого города свои темперамент, культура, возможности. В первую очередь нужно учитывать все это. Затем помнить, что спроектировать и воплотить в жизнь — это не одно и то же. Задумка может быть блестящей, но есть много факторов, из-за которых она может остаться всего лишь идеей. Проект здания или сквера должен быть жизнеспособен, про это многие забывают. И, конечно, принимать в расчет то, что все в городе: здания, пространство рядом с ними, транспорт, дороги и сами жители — это взаимосвязанная система, нельзя воспринимать одно отдельно от другого.

-3

— А что можно сказать о Минске?

— Сложно сказать. У Минска очень интересные размеры. Он комфортный в плане перемещения на транспорте, но пешком по нему гулять не всегда удобно. Много мостов, и улицы очень широкие. Если захочешь обратиться к человеку на противоположной стороне дороги, то придется кричать. Мне кажется, что это ненормально.

В Минске проходят крутые мероприятия, но только в нескольких точках города, почти все — в центре. Из-за этого некоторые районы оказываются изолированы от культурной жизни города. Бессмысленно строить район, в котором нет ничего, кроме офисов или жилых домов. Если вам приходится использовать транспорт, чтобы провести вечер в кафе или просто купить продукты — значит, что-то с городом не так. Но те проблемы, которые я перечислил, касаются не одного Минска, это проблемы очень многих городов.

Нужно строить для людей, исходя из их потребностей и желаний. При этом помнить, что именно они будут жить в домах, гулять по паркам и ходить за покупками. Это правило, я думаю, общее для всех, кто хочет строить хорошие города.

Екатерина Сиводедова

Фото автора