Проверить готовность вашего чада к школе помогут специалисты. «НК» поинтересовался у логопеда, психолога и учителя начальных классов, что должен знать и уметь ребенок, чтобы впервые уверенно ступить на порог школы?
Алла РОСКОЛОТЕНКО,
учитель-дефектолог яслей-сада № 23:
– Успешно учиться поможет богатый словарный запас ребенка, включающий к 6-7 годам 2 000 слов всех частей речи. К школе нужно четко произносить все звуки, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза, подбора слов с заданным звуком, умением различать сочетания типа: па-ба-па, та-та-да. Старший дошкольник должен точно воспроизводить слова сложной структуры (аквалангист, регулировщик). Сформированным должен быть и грамматический строй речи: словоизменение (ухо – уши), словообразование (туча – тучка). Ребенок должен уметь пересказать или сочинить историю, описать происходящее, ответить полными предложениями на поставленные вопросы.
Залог полноценного развития речи ребенка – это живое и регулярное общение вне гаджетов, глаза в глаза, со считыванием естественных эмоций и жестов.
Елена ПОПЛУТИНА,
руководитель учебно-методического объединения начальных классов гимназии № 5:
– Знать буквы, цифры, уметь читать и писать на пороге школы совсем не обязательно. Если первоначально ребенок что-то усвоил неправильно, ему будет тяжелее переучиваться, чем если бы он начал осваивать школьную программу с нуля за партой.
Занятия в первом классе начинаются с введения в школьную жизнь, детям объясняют, что такое школа, какие правила в ней существуют, почему нужно учиться и как вести себя на уроках. Конечно, ребенок должен ясно выражать мысли, называть фамилию и имя, адрес. Надо, чтобы он знал и понимал изменения в живой и неживой природе, умел ориентироваться в пространстве. Желательно, чтобы был хорошо физически развит. Только в плюс, если у будущего первоклассника хорошо развита моторика. Это поможет ему аккуратно писать, рисовать. Для этого чаще давайте ребенку собирать пазлы. Пусть занимается штрихованием, лепкой.
Анастасия ГРИЦОВЕЦ,
педагог-психолог яслей-сада № 8:
– Родители, которые думают, что, если ребенок умеет писать и читать, то он готов к школе, не всегда правы. Психологическая и эмоциональная готовность к школе – трудоемкий процесс, начинать который необходимо заранее. Важно выработать интерес к учебе: заводить разговоры о школе, создать позитивное к ней отношение, чтобы поход в первый класс не закончился стрессом, полным непринятием новой социальной среды. Пусть школа станет местом, где можно получить новые знания и приобрести друзей.
Готовыми к школе считаются дети, которых она привлекает не внешними атрибутами (новым портфелем, красивыми фломастерами), а возможностью расти и развиваться.
Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, идти на контакт со старшими и ровесниками, здраво реагировать на неудачи. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.
Спрашивала
Ольга ШАРАПО