Найти тему
Анастасия Постригай

Кто ты: Пьеро или Скарамучча? Типажи уличного театра из нашей жизни

Знаменитый «скоромуж» из песни Queen это не любитель быстро жениться, а Скоромуш – персонаж французского ярмарочного театра.

Константин Сомов «Арлекин и дама» (фрагмент)

Константин Сомов «Арлекин и дама» (фрагмент)


За тысячи лет жизнь человека очень поменялась: мы запускаем корабли в космос, но все еще повторяем классические сценарии. Утрированно, но емко некоторые типажи описаны в итальянской комедии дель арте. Это уличный театр, который разыгрывали актеры в масках. Они импровизировали, но держались в рамках характера персонажа.

Этот театр зародился в Италии, но потом распространился и во Франции благодаря долгим гастролям итальянских трупп.
Скоромуш – французский вариант итальянского персонажа Скарамуччи, Пьеро – французский вариант итальянского Педролино.

Начнем с Италии

Комедия дель арте возникла в 16 веке и была популярной несколько столетий. Этот вид театра повлиял на развитие европейского театрального искусства.

Сначала персонажи в масках появились на карнавалах, но с развитием драматургического ремесла актеры стали объединяться в труппы. Маску актер выбирал в начале карьеры и часто больше ее не менял. То есть, если ты решил играть Педролино, то им и останешься: сюжеты будут меняться, а образ и линия поведения – нет. Подобный подход сегодня используется в телевизионных ситкомах.

Есть маски господ и дзанни – слуг. Сюжет обычно строится вокруг центральной пары – Влюбленных, но весь «экшн» делают дзанни. Масок в комедии дель арте множество, ключевых – до 10. Основной состав труппы и на юге, и на севере Италии – четыре мужских маски и две женских.

Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» (фрагмент)

Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» (фрагмент)


Четыре основные мужские маски на юге Италии:

Скарамучча – задиристый вояка. Бравирует силой, но перед лицом реальной опасности сбегает. Скарамуш – французский вариант персонажа.

Тарталья – чиновник, страдает лишним весом и робостью.

Ковьелло – хитрый слуга. Часто появляется с мандолиной.

Пульчинелла – глупый слуга, аналог северной маски Арлекина. Французский вариант Пульчинеллы – Полишинель. Его мы все знаем благодаря фразеологизму «секрет Полишинеля»: секрет, который на самом деле знают все.

Антуан Ватто «Пьеро, Арлекин и Скапин»

Антуан Ватто «Пьеро, Арлекин и Скапин»


На севере были распространены такие маски:

Капитан (аналог южного Скарамуччи) – прототип испанского захватчика.

Купец или Панталоне – скупой пожилой мужчина, для которого главное в жизни – деньги. Плетет интриги, но Арлекино способен его переиграть.

Доктор – юрист или медик из Болоньи. В противовес Панталоне не сухой, а тучный. Любит сыпать терминами, чтобы подчеркнуть свою ученость, но обычно это просто обрывки умных фраз, «сшитые» в псевдоученые монологи.

Бригелла – умный слуга. Заискивает перед сильными, может обижать слабых.

Арлекин – глупый слуга, шут. Парадокс: его шалости и ошибки смешат и чудом работают во благо добра.

Поль Гюстав Доре «Пьеро»
Поль Гюстав Доре «Пьеро»

Женские маски:

Влюбленная, или Изабелла – юная влюбленная особа. Маска названа в честь актрисы и драматурга Изабеллы Андреини.

Коломбина – служанка Доктора или Панталоне, подружка главной героини.

Влюбленные – символично, что они – единственные, кто не носит масок. Любовь слепа, но обнажает правду.

Разумеется, всю историю уличного театра в одном посте рассказать невозможно. Поэтому если вы хотите внести дополнения – добро пожаловать в комментарии!

Эти статьи ждут вашего визита ;)

Почему мы забыли Вильяма Бугро?

Как я всю семью в искусство влюбила

Почему Шагал не стал продавцом рыбы?

Как пиарились художники до изобретения пиара?