Найти в Дзене
Записки социолога

Православная церковь становится скандальной и теряет позиции?

Совсем недавно прогремел скандал со священником, издевавшимся над годовалым ребенком во время таинства крещения. Игумен Фотий Мариенбургской церкви Гатчины получил всероссийскую известность, про него написали крупнейшие СМИ нашей страны и не только.

Мало кого такой поступок оставил равнодушным. Кроме вопиющей грубости и неадекватности поведения этого представителя духовенства, такой поступок свидетельствует о нарастающем расколе в нашем обществе, росте разрыва между духовенством, религией и населением.

На волне разразившегося скандала, ВЦИОМ провел собственный опрос об отношении населения к религии и опубликовал его результаты. Подробнее с ним можно ознакомиться на сайте компании, а здесь мы покажем и обсудим только небольшую его часть.

Начнем с самого простого – с того, сколько человек у нас считают себя православными. Оказывается, это целые две трети населения (63%). Все правильно и логично, ведь Россия традиционно была православной страной, хотя и имеет большую долю исламского населения и многие другие религии. Несмотря на то, что СССР был страной агрессивного атеизма, 70 лет его существования прошли для людской веры не сильно заметно - неверующих у нас всего 15%. Вроде бы все логично и оптимистично.

-2

А если взглянуть на эти данные повнимательнее? Окажется, что среди молодежи (18-25 лет) к православным себя относят всего 23%, а к атеистам 37%. После таких цифр любому чиновнику от православной религии стоит задуматься, ведь это сигнал появления тренда потери прихожан. Ведь религия существует только благодаря прихожанам, если это не бизнес-религия, конечно. И все это произошло несмотря на то, что вся эта молодежь росла и училась во время агрессивного поведения церкви, насаждения основ религии в школе, вмешательства в государственную и частную жизнь населения. Оказывается, эти меры вызвали обратный эффект. Получается, «насильно мил не будешь».

-3

Таинство крещения две трети опрошенных (66%) принимали не по своему решению - за них это решили родители или родственники. Самостоятельное решение приняли всего 20%. Косвенно, такая малая доля осознанных решений может говорить о многом, но для этого надо смотреть как менялась эта цифра за последние десятилетия. Хотя таких данных нет, можно предположить, что она становится все меньше и меньше. Ведь у населения не находят поддержки постоянные скандалы с пьяными и агрессивными священниками, насильственным продавливанием строительства храмов в Екатеринбурге и Красноярске, присвоением государственной собственности под видом «передачи на религиозные нужды». Все это портит образ религии, как чего-то светлого и дающего надежду.

-4

Две трети православных, (68%) не проходивших обряд крещения и не хотят его проходить. Вопрос почему? Большинство отвечает, что не верят в бога, не хотят креститься или не видят в этом смысла. Экспертное мнение по этому вопросу часто связано с испорченным образом православной церкви. Люди хотят верить, но не хотят иметь дело с церковью, даже если они считают себя православными.

-5

Интересно проявляется и мнение молодежи. Среди них больше всего считают, что православному не надо крещение, он и без него обойдется, а дети должны сами выбирать проходить обряд крещения или нет и когда это делать. Молодежи не нужны посредники между богом и человеком. И это еще один тревожный знак для российской православной церкви.

-6
-7

Получается, что церковь теряет свои позиции. Это очень ярко прослеживается среди молодежи и меньше среди старшего поколения, пережившего бум возрождения православной церкви в 90е. Но, что будет дальше? Гипотез на этот счет можно построить очень много. Возможно, в российском обществе происходят мощные сдвиги, и они касаются не только отношения к церкви, но и общества в целом и действующей власти в частности. Мы будем с интересом наблюдать за этими процессами.

А пока, для полноты картины приведем экспертное мнение директора по работе с органами государственной власти Кирилла Родина:

«Анализируя результаты исследования, стоит серьезно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности. Поколение Z, или как его еще называют первое полностью цифровое поколение, декларирует заметное увеличение доли неверующих при почти трехкратном сокращении доли относящих себя к православным. У нового поколения много отличий от своих предшественников, но безусловно одно из доминирующих – это люди из новой коммуникационной реальности, в которой работают новые законы и инструменты влияния на формирование установок. Отставание в модернизации старых форматов взаимодействия с молодежью может стать роковой вехой в определении нового места и роли института веры в обществе».

А вы как считаете? Почему меняется отношение к православной церкви? Что будет дальше? Удастся ли изменить этот негативный тренд и как это можно сделать?

(Ссылка на данные исследования ВЦИОМ)