Источник: https://tele.click/grimbright
Neon Genesis Evangelion: афразийская экзотика для синтоистских мифов
Когда заходит речь о "Еве", большая часть западных зрителей видит знакомые библейские и каббалистические мотивы и остаётся в полном недоумении по поводу того, как это представлено. С первого взгляда, просто клюква в духе восточных мотивов в западных фильмах.
Сами японцы за "экзотической" обёрткой сразу увидят хорошо знакомые мифы из "Кодзики", "Нихонсёки" и сборников местных преданий. За фигурами Адама и Лилит скрывается первая пара антропоморфных божеств Идзанаги и Идзанами ("приглашающий" и "приглашающая"), прародители небесных "культурных" богов и всех японцев. Когда Идзанами умирает и становится грозной хтонической богиней Страны Мрака Ёми-но Куни, божественная пара разводится. Идзанами обещает убивать тысячу их потомков каждый день, а Идзанаги обещает давать жизнь полутора тысячам. Бесформенное тело Лилит очень похоже на хтоническую форму праматери Идзанами.
"Ангелы" - это своеобразная интерпретация бога грома Райдзина (Якуса-но Икадзути-но Ками) и ведьм подземного мира сикомэ, которые гнались за Идзанаги, когда он уходил из Ёми-но Куни. Копьё Лонгина здесь - не артефакт из старинных апокрифов, а европейское название для Амэ-но Нухоко, божественного копья, с которого на волны первобытного океана упали капли, ставшие Японскими островами.
Древнейшая раса первопредков - это первые стихийные одиночные божества-творцы, известные под общим именем Котоамацуками (Различающие Небесные Боги).
Катастрофа начинается с нарушения табу — вторжения в хранилище, где покоится Адам, и тут начинаются вселенские беды в духе проклятий синтоистских богов. Нарушается священный для японцев цикл сезонов, море наступает на сушу. Сам мотив конца света, правда, в японской исходной традиции отсутствует и появляется только под влиянием индийской космологии (и то, правда, как этап более крупного цикла).
Мехи и их одушевление восходят к мифам об икирё/икисудама (душе живого человека, которая может путешествовать вне тела, управлять предметами и даже вселяться в других). Близки к этому и предания о цукумогами - духам рукотворных предметов, особенно имеющих особое значение, вроде оружия или музыкальных инструментов, или просто часто используемых, как зонты или сандалии.
Морская символика в именах части главных героев — Икари означает "якорь", Якорный Храм Икари-дзиндзя - святилище морского бога-дракона Овацуми в Хиросиме. "Аянами" - узор из волн, гладь моря.
Проект Содействия воплощает очень архаическое японское представление о коллективной душе рода, заключенной в родовом божестве-удзигами. До появления образа загробного мира под влиянием Китая считалось, что души умерших просто воссоединяются с удзигами.