Найти тему
Факты о Чите

Взятки единого заказчика

Литвинцев (тот, что постарше) и Выжлов в суде в день вынесения приговора. Фото Евгения Епанчинцева.
Литвинцев (тот, что постарше) и Выжлов в суде в день вынесения приговора. Фото Евгения Епанчинцева.

Центральный районный суд города Читы 2 ноября поставил точку в резонансном и одновременно одном из самых масштабных и трудоемких уголовных дел последнего времени. Из разряда обвиняемых в преступники суд перевел бывшее руководство государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края экс-директора Геннадия Литвинцева, его бывшего зама Максима Майорова и главного инженера учреждения Константина Выжлова.

Литвинцева приговорили к 13 годам лишения свободы со штрафом 60 млн. рублей и лишению госнаграды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Выжлов получил 11,5 года колонии со штрафом в размере 24 млн. рублей. Наказание они будут отбывать в колонии строгого режима. Майорову предстоит заплатить четырехмиллионный штраф. Таков итог долгой и запутанной коррупционной схемы, которая реализовывалась в стенах ГКУ «Служба единого заказчика» с ноября 2013 по май 2016 года.

«Забайкальский рабочий» мужественно прочитал все 5032 (!!!) листа обвинительного заключения, выписал оттуда самые интересные детали. И вот какая детективно-экономическая история о вседозволенности и непомерной жадности у нас получилась.

За долю малую

Чтобы повествование было понятным и логически связанным, перед его началом имеет смысл пояснить, что такое Служба единого заказчика, какие деньги проходили через нее и какой властью обладал директор этого государственного казенного учреждения.

ГКУ «СЕЗ» — это некоммерческая организация, созданная и выполняющая функции госзаказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту, ремонту и содержанию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств. Нетрудно догадаться, что деньги через Службу единого заказчика текли полноводной финансовой рекой. В ноябре 2013 года куратором этого потока и новым главой службы назначается Геннадий Литвинцев. То, что он является стопроцентной креатурой тогдашнего главы Забайкалья Ильковского, секретом ни для кого не было — они много лет работали вместе в соседней республике Якутии. Вслед за Литвинцевым в Читу тоже примчался еще один их земляк — Константин Выжлов.

Преступный тандем Литвинцева и Выжлова, как следует из материалов уголовного дела, заработал в полную силу практически с самых первых дней их совместной работы. Размер «отката» Литвинцев и Выжлов установили от 5 до 10 процентов от суммы заключенного государственного или муниципального контракта на выполнение строительных работ на территории Забайкальского края.

Детсад для северян

Первым преступным эпизодом, который попал в уголовное дело, стала афера со строительством детского сада в селе Заречное Тунгиро-Олёкминского района. Объект строило, строило, но так и не построило ООО «Дорожно-строительная компания «Забайкальская» (ДСКЗ). Согласно материалам уголовного дела, компания была…специально под разработанную криминальную схему. Следствие считает, что предприниматель из Иркутска Роман Колмаков специально зарегистрировал фирму ДСКЗ под предложение Выжлова «выигрывать» за «откаты» государственные торги. С этой фирмой связано большинство преступных эпизодов дела СЕЗ.

В марте 2014 года Колмакова уговорили «зайти на объект» в Заречном без какого-либо документального оформления, гарантируя, что государственный контракт на 45,9 миллиона рублей в конечном итоге будет заключен именно с ним. «Откат» был определен в размере 7,5 процента от стоимости сделки. Колмакова это полностью устроило. Поддавшись на красноречие и влиятельность своих читинских компаньонов, он с началом строительного сезона на собственные средства начал работы в Заречном. При этом госконтракт на строительство садика был заключен лишь 26 декабря 2014 года, а через три дня после этого уже был готов акт приемки выполненных работ. Хотя Колмакова к тому времени многие характеризовали как посредственного и неопытного строителя.

Однако на счет фирмы упала только первая часть платежа, из которой Колмаков честно передал своим благодетелям 676 тысяч рублей. Детский сад в Тунгиро-Олекминском районе в итоге достроен не был. Вскоре ДСКЗ ушла оттуда при готовности объекта в 70 процентов. Причина — задолженность со стороны бюджета, что, в свою очередь, было обусловлено страшными пожарами весны 2015 года и мобилизацией всех ресурсов на борьбу с их последствиями.

Спортзал под выкуп

Примерно по подобной же схеме СЕЗ и ДСКЗ строили в 2015 году школьный спортзал в небольшом забайкальском райцентре Александровский Завод. Контракт также ушел в нужные руки без всяких конкурсов. Там стоимость работ составляла 9,5 миллиона рублей, а размер «отката» был определен в 10 процентов. При этом Колмакова честно предупредили, что из стоимости контракта надо будет рассчитаться за строительство асфальтированной дороги к школе, которую построить-то построили, а оплатить забыли.

Условия были приняты. В феврале 2016 года в личном «Круизере» Выжлова в одном из дворов микрорайона Октябрьский состоялась передача денег. За минусом расчетов с дорожниками и затрат на обналичку гонорар составил 714 тысяч рублей.

Законсервированная церковь

Следующий эпизод был самым скромным по сумме полученной взятки, но самым отвратительным с моральной точки зрения. Речь шла о работах по консервации памятника архитектуры — Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино (бывшее Монастырское) в Нерчинском районе Забайкальского края. Стоимость работ составляла 2,5 миллиона рублей. Эта история февраля 2015 года.

Зачем на бюджетные деньги потребовалось реконструировать храм, числящийся заброшенным с 30-х годов прошлого столетия, никто так и не понял. Особенно в контексте того, что попечительский совет Калининской церкви активно собирал деньги на ее капитальный ремонт.

Процедуру торгов в данном случае не проводили уже по формально законному обстоятельству — в Нерчинском районе действовал режим ЧС, который позволял совершать закупки у единственного заказчика.

Изначально деньги хотели завести на уже знакомую компанию ДСКЗ, но у той (какая досада) не оказалась лицензии на осуществление работ по реставрации памятников архитектуры. Пришлось через Колмакова подключать к делу его знакомых из иркутской компании «Рестав-сервис». Он же привез в Читу и передал «откат» за проделанную работу — свёрток с 250 тысячами рублей.

За эту финансовую операцию, кстати, Федеральная антимонопольная служба потом оштрафует директора СЕЗ Литвинцева на 50 тысяч рублей. Ему, как вы поняли, это было что слону дробина.

Дома для погорельцев

В апреле 2015 года в Забайкалье бушевали страшные лесостепные пожары, когда буквально в пару дней огнем были уничтожены дома в десятках населенных пунктов по всему региону.

Многие помнят, для экстренного устранения последствий стихии в регионе тут же был объявлен режим ЧС. На строительство домов для переселенцев были выделены сотни миллионов рублей, поэтому в помощь компании «ДСКЗ» были брошены еще несколько фирм, согласившихся с правилами игры руководства Службы единого заказчика.

Это был звездный час преступной схемы и ее авторов. Только господин Колмаков тогда заплатил своим покровителям 12,5 миллиона рублей. Были «откаты» и от других фирм. Примерно в это же время Литвинцев получил несколько крупных взяток от фирмы «Строй-Престиж» за покровительство при строительстве школы в Большой Туре, которая была уничтожена в 2014 году в результате пожара на расположенном по соседству военном складе. По версии следствия, сделал он это независимо от своих коллег по СЕЗ. Кстати, при восстановлении домов Литвинцев умудрился обмануть даже тех подрядчиков, которые в коррупционной схеме замешаны не были. Каким-то образом он уговорил людей на собственные средства выполнить большой объем дополнительных работ, обещая в будущем их оплатить. Обещание свое не сдержал, а после, в 2016 году, после отставки губернатора Ильковского уволился и покинул регион.

Послесловие

У того, кто хорошо помнит события 2015 года, свежи в памяти жалобы погорельцев-новоселов на новые дома в мкр. Благодатном под Читой. Люди обоснованно жаловались на низкое качество строительных работ, а в ответ получали от чиновников примерно следующее: «Дворцов вам не обещали. Чай, руки из нужного места растут. Сами недоделки и устраните». А в это самое время на «откаты», полученные с этих строек, покупалось элитное жилье, дачи и престижные внедорожники. Один из фигурантов дела в 2014 году приобрел элитную квартиру в центре Санкт-Петербурга с видом на исторический центр города за… 77 миллионов рублей. Другой платил за учебу детей в престижном колледже в Великобритании.

Учитывая связи фигурантов в органах власти и масштабы выстроенной ими коррупционной схемы, делом с самого начала занимались сотрудники Федеральной службы безопасности. Скрытая от посторонних глаз титаническая работа продолжалась несколько лет. Итог был объявлен 2 ноября в Центральном районном суде города Читы. Хотя вопросов после вынесения приговора меньше не стало. А всех ли и за всё ли наказали?

Источник: http://забрабочий.рф/articles/media/2018/11/27/vzyatki-edinogo-zakazchika/

http://забрабочий.рф