Некогда грозный Осина — 51-летний криминальный авторитет Игорь Осинцев, на оглашении своего приговора предстал уставшим от жизни мужиком в сером свитере и с грустными глазами. Ничего зловещего или демонического.
За участие в 17 умышленных убийствах и массе преступлений рангом поменьше судья Забайкальского краевого суда Татьяна Красноярова 26 мая 2016 года приговорила его к 25 годам лишения свободы и 26-миллионной компенсации морального вреда. На этом историю «Осиновского» преступного сообщества можно считать законченной.
За двадцать с лишним лет своего существования «Осиновские» прошли путь от рядовой банды до мощного криминального спрута, раскинувшего свои щупальца на криминал, бизнес, спорт, политику и даже общественную жизнь региона. Давайте вспомним, как это было, и подробно посмотрим, почему бандитам не могли дать укорот многие годы.
Ворон ворону глаз выклюет
Последней каплей, которая переполнит чашу терпения пацанов из «Красного дракона» в конфликте с группировкой Селиверстова, станет убийство людьми Боцмана друга детства Осины — члена его группировки Андрея Бондаренко по кличке Бай.
В марте 1993 года Бондаренко вышел во двор выгулять собаку. Оттуда его обманом увезли в лес двое знакомых парней: «Поехали срочно, там чечены Игорёху подстрелили. Помощь твоя нужна». Бондаренко без задней мысли сел в машину и... пропал. Как потом выяснится, его заманили в засаду. В лесу его ждал авторитет из Боцмановской бригады Леонид Калинин — тот самый Калина, которого вместе с тремя охранниками «Осиновские» дерзко расстреляют на виду у десятков человек в центре Читы в мае 2004 года.
Калинин обвинил Бондаренко, который, как мы помним, занимался квартирными кражами, в разбойном нападении на его квартиру и требовал признаться в содеянном. В процессе этого «доверительного» разговора Бая пытали маленьким, но острым ножом. Пытка закончилось смертью жертвы. Собаку зарезали за компанию.
Узнав через несколько дней о гибели Бая, Осинцев решает мстить. После разговора с несколькими доверенными людьми Селиверстова было решено убить. Вообще, разбираться, конечно, надо было с Калининым. Однако все решили, что, потеряв своего бригадира, мстить начнет уже Боцман. А убийство самого вожака обезглавит и деморализует всю конкурирующую группировку, позволив «Осиновским» укрепить свои позиции в городе.
Следить за Боцманом поручили Дутову, у которого, как мы помним, с будущей жертвой был серьёзный конфликт. Около месяца он неотступно следовал за «девяткой» Селиверстова на мотоцикле, выяснив его адрес и маршруты передвижения.
Автомат для убийства Дутов нашёл через своего армейского сослуживца. Было решено, что «работать» будут двое. Мельничук, как дембель спецназа, хорошо стрелял, а Дутов профессионально водил мотоцикл.
Боцмана убьют 15 мая 1993 года на перекрестке улиц Калинина и Полины Осипенко, напротив нынешнего служебного входа в кинотеатр «Центавр». Его машину в упор расстреляют, когда водитель остановится на красный сигнал светофора. Боцман был убит на месте, водитель ранен в ногу.
Мотоцикл, на котором скрылись убийцы, милиция найдёт через несколько дней в Кеноне. Выяснилось, что на улице Магистральной у «Ямахи» забился фильтр бензобака и он заглох. Японский агрегат руками докатили до озера и скинули в воду. Автомат распилили на несколько частей и утопили в Читинке.
Осинцев сделал себе алиби, уехав незадолго до убийства с несколькими людьми в Братск, где планировал поменять купленную в читинском таксопарке «Волгу» на подержанную иномарку. Вскоре в Братск приедет Мельничук и отрапортует о совершении убийства.
Гибель Боцмана имела огромный резонанс и стала событием регионального масштаба. Столь дерзких бандитских разборок в Чите ещё не было. По всем телеканалам регулярно крутили милицейские ориентировки с просьбой к гражданам оказать помощь в раскрытии преступления. В день похорон Селиверстова траурная процессия растянулась на несколько километров — от 1-го микрорайона, где жил Боцман, до нагорной части города. На поминках в ресторане «Моран» (ныне дворец молодежи «Мегаполис») столы ломились от яств и алкоголя. Рассказывают, что в своём трауре по убиенному авторитету братва дошла до того, что требовала у директоров читинских школ перенести на несколько дней выпускные вечера — в 1993 году на дату их проведения приходилось 40 дней с момента гибели Боцмана.
Ходили разговоры, что на похоронах хотели даже пустить над городом несколько «кукурузников» с портретом убиенного.
Но милиция тоже не дремала. Через мотоцикл вышли на Дутова. Выяснилось, что за несколько дней до расстрела Боцмана он на приметной «Ямахе» изрядно поколесил по городу. Яркий мотоцикл запомнили и в нужный момент вспомнили. Однако задержанного бандита, якобы давшего признательные показания, через некоторое время почему-то отпускают. Дутов тут же скрылся от правосудия на Украине.
Полученную от него информацию правоохранительные органы смогут легализовать лишь в 2012 году, когда Осинцев и Мельничук попадут за решетку. Почему громкое убийство Боцмана не было раскрыто в 1993-м, многие ветераны забайкальской милиции не понимают до сих пор.
Во поле «Берёзка» стояла
А незадолго до убийства Боцмана, в феврале 1993 года, «Осиновская» группировка принимает участие в налёте на гостиницу лыжной базы «Берёзка». Там планировалось физически уничтожить представителей чеченской преступной группировки. Гости из неподконтрольной тогда никому Ичкерии приехали в Забайкалье брать под контроль ряд сфер бизнеса (золотодобыча, транзитные авиаперевозки, перегон японских иномарок и т.д.).
Операцию против чужаков спланировали и осуществили все читинские ОПГ вместе взятые. Непосредственными исполнителями акции выступили боевики из так называемой «Первомайской бригады» во главе с братьями Иконниковыми. Разведку обстановки 23 февраля 1993 года — за сутки до расстрела — провёл Игорь Мельничук. Полученную информацию он привёз на общегородскую криминальную «стрелку» на футбольном поле в лесу за микрорайоном Северный. Часть оружия для расстрела предоставил Осинцев. Однако расправа над незваными гостями с гор с первых минут пошла не так. Во-первых, чеченцев в «Берёзке» не оказалось — о предстоящем налете их кто-то пре-дупредил. Бандиты обстреляли пустую гостиницу. Во-вторых, был серьезно ранен Олег Иконников. В больнице его задержит милиция. После этого начнётся массированная разработка всей верхушки читинского криминалитета. Задержания распоясавшихся бандитов будут проходить весь 1993 и первую половину 1994 года. На скамье подсудимых по делу, названному в прессе «Делом «Берёзки», окажутся 22 человека. В их числе Осинцев и его подручный Зимин.
Мельничука возьмут тоже, но за какую-то услугу следствию ему удастся выйти под залог. Он сразу же исчезает из города. Поймают Красного только в 1997 году в Москве при попытке совершения разбойного нападения на двух читинских предпринимательниц. Осинцева в декабре 1996 года осудят на восемь лет за бандитизм по делу «Берёзки». Лишившись криминальных покровителей, группировка залегла на дно, но своего существования не прекратила. Оставшаяся на свободе молодая криминальная поросль явно не была расположена к законопослушному труду.
Бойня в Кижинге
В ноябре 1993 года члены «Осиновской» группировки успели поучаствовать в перестрелке в бурятском селе Кижинга. Правда, выступили здесь читинские бандиты в качестве…потерпевших. Читинцы приехали в Бурятию на похороны жены Мельничука Елены, погибшей в дорожно-транспортном происшествии, на десятке автомашин. В Кижинге один из гостей — владелец СТО Алексей Бусыгин — случайно задел плечом в магазине местного жителя. На пустом месте вспыхнул скандал, бессмысленный и беспощадный. В отместку местные порезали колеса на машине Бусыгина.
«Разбор полётов» в местном доме культуры кончился массовой дракой читинцев и кижингинцев и стрельбой. С обеих сторон были убитые и раненые. На скамью подсудимых сядут только кижингинцы. Читинца, который тоже застрелил человека, через несколько дней при сопротивлении застрелят сотрудники милиции.
В Кижинге погиб и некто Нечипорук, друг читинского бандита Виктора Свиридова, отбывающего в тот момент очередной срок. Именно месть за него станет в начале 2000-х причиной конфликта между Свиридом и «Осиновскими», закончившегося ликвидацией влиятельного отморозка в гараже у будущего депутата Заксобрания Юрия Шкретова, водящего дружбу со многими участниками преступной группировки. Рассказ об этом — 15 июня, в следующей части нашего расследования, которая будет посвящена событиям криминальной истории Забайкалья 2001-2007 годов.