Сегодня я хочу вспомнить фильм Фатиха Акина «Золотая перчатка». Я очень люблю кино про серийных убийц, мне нравится вписанный в них психологизм, который доведен до максимума за счет изображений патологий, поэтому я не могла пропустить и фильм «Золотая перчатка» про реально существовавшего немецкого маньяка Фрица Хонку. Кроме того, данная лента произвела сильное впечатление на зрителей Берлинале-2019, что также усилило мое желание посмотреть эту работу. Перед просмотром фильма я начиталась заголовков рецензий на «Перчатку» в стиле «Фильм страшнее «Груз-200», что сформировало у меня определенные ожидания от картины, которые в результате не оправдались, но сама картина заставила меня задуматься о других вещах.
Фриц Хонка – очень некрасивый мужчина за 40, у него нет семьи, он живет в ужасных условиях (плохая квартира в бедном и неблагополучном районе Гамбурга, Сан-Паули). Он мечтает о женщинах, они его не замечают и не хотят видеть рядом с собой, особенно как любовника, в результате на почве сексуального желания он ходит в захолустный бар «Золотая перчатка», регулярно напивается там и ищет себе потенциальных сексуальных партнерш среди совершенно опустившихся женщин. Однако никто в его окружении не догадывается, что Хонка также является убийцей и скрывает тела своих жертв в стенах и полу своей «берлоги».
Если вы ждете описание повседневной жизни маньяка, то этот фильм вас как разочарует, так и обрадует в то же время. На протяжении всей картины режиссер пытается показать, что Хонка воспринимает свои убийства именно как рутинные действия. Поэтому первые 10 минут мы смотрим на то, как он буднично, как мясник, разделывает тело своей жертвы, которую мы не знали, мы лишь видим ее окровавленное мертвое тело. На фоне играет веселая музыка, расслабляющая Фрица, создающая ощущение, что мы наблюдаем за героем с помощью скрытой камеры. Он просто совершает обыденный ритуал: поел, попил, сходил в бар, соблазнил какую-то фрау или фройляйн, привел ее домой и затем убил, вот и день закончился. Это не «Джек» фон Триера, где убийства показаны с особой изощрённостью, что в результате зрителей и пугает, и в то же время заинтересовывает и оставляет в ожидании того, как же дальше будет развиваться сюжет. Здесь все максимально прозаично, как бы это странно ни звучало, зрители должны почувствовать себя просто наблюдателями за обычной жизнью не очень обычного человека.
Но что же еще в кадре кроме убийств Хонки? Окружающая среда, что создает и формирует его, он становится тем, кем является. Это «Золотая перчатка», бар в Сан-Паули, который, к слову, является реальным местом и до сих пор существует. Данная локация отличается тем, что она собирает всех самых омерзительных и несчастных людей района: тут и потерявшие человеческий облик, опустившиеся женщины, бывший эссесовец, алкоголики всех сортов и просто неприятные личности. Это место одиночества, грязи и порока, именно сюда каждый день приходит наш главный герой. На самом деле в фильме больше уделяется внимания именно бару и диалогам его завсегдатаев, чем Хонке и его убийствам. Мы внимательно слушаем все разговоры клиентов злачного места, погружаемся с каждым разом все глубже и глубже в отвратительность этого грязного болота. Фильм настолько натуралистично пытается передать атмосферу всего происходящего, что, смотря его, тебе становится тяжело дышать, начинаешь чувствовать всю духоту, тесноту и вонь помещения, как будто ты не в зале кинотеатра, а внутри этого бара. Однако стоит отметить, что на манеру изображения пивной «Золотая перчатка» повлиял кинематограф Райнера Вернера Фассбиндера (цвета в оформлении, дизайн пространства и внешний вид героев), мы как будто переносимся в питейные заведения, изображенные в таких картинах, как «Страх съедает душу», «Берлин, Александрплатц» и т.д.
В данной работе стоит отметить, что бар «Золотая перчатка» играет роль места, откуда не возвращаются: попадая туда, ты становишься заложником этого «кабачка». Радуйся, если получилось сбежать, только так можно попытаться начать двигаться хоть к каким-то изменениям. Там никогда нет солнечного света, всегда одиноко, и все герои, которые приходят «со стороны», начинают ощущать на себе всю грязь окружающей их среды. Это происходят со второстепенными персонажами-школьниками, которые из интереса приходят сюда, но впоследствии становится понятно, что они также займут места постоянных посетителей бара.
Однако вернемся к Фрицу Хонке. Его убийства в картине никогда не происходят на пустом месте, это всегда из-за нереализованного сексуального желания (Жижек сейчас бы радовался очередной возможности проанализировать роль импотенции в кино и вспомнил бы Лакана в связи с этим), постоянные отказы и смех над ним порождают агрессию по отношению к женщинам, что и провоцирует его на преступления. Он мечтает о красивой молодой девушке (Эрос), что приводит его к поиску хоть кого-то, чтобы удовлетворить свои желания. В результате вступает в отношения с малопривлекательными пьяницами, что понижает его влечение и ведет к сексу без удовлетворения, и на основе этого появляется сильное раздражение (Танос). В картине отлично показано это смешение и переплетение патологией на основе Таноса и Эроса. Хонка не может любить: если он предполагает, что влюблен, он все равно подменяет «высокие» чувства лишь похотью. Неудивительно, что в конце он, преследуя свою фантазию, испытывает к ней двойное желание: одновременно и переспать с ней, и убить, Танос и Эрос окончательно смешались в одно единое состояние и достигли максимума. Если бы не пожар в его квартире, раскрывший его преступления, он бы совершил то, о чем мечтал весь фильм, и наконец-то испытал нужное ему удовлетворение, как сексуальное, так и психологическое, но в этом и суть фильма, мы смотрим на действия человека, не способного к самореализации, кроме убийства.
P.S. Обязательно посмотрите, как выглядит в реальной жизни актер, сыгравший Хонку. Йонас Дасслер совершил невероятное перевоплощение!