Некогда грозный Осина — 51-летний криминальный авторитет Игорь Осинцев, на оглашении своего приговора предстал задолбавшимся и уставшим от жизни мужиком в сером свитере и с грустными глазами. Ничего зловещего или демонического.
За участие в 17 умышленных убийствах и массе преступлений рангом поменьше судья Забайкальского краевого суда Татьяна Красноярова 26 мая 2016 года приговорила его к 25 годам лишения свободы и 26-миллионной компенсации морального вреда. На этом историю «Осиновского» преступного сообщества можно считать законченной.
За двадцать с лишним лет своего существования «Осиновские» прошли путь от рядовой банды до мощного криминального спрута, раскинувшего свои щупальца на криминал, бизнес, спорт, политику и даже общественную жизнь региона. Давайте вспомним, как это было, и подробно посмотрим, почему бандитам не могли дать укорот многие годы.
Ребятки с нашего двора
Истоки организованной преступности 1990-х и 2000-х надо искать в бытовом криминале времён развитого социализма. Будущий Осина, а тогда обычный 15-летний школьник из посёлка КСК, впервые угодил за решетку за кражу мопеда в 1980 году. Сидел в детской воспитательно-трудовой колонии в европейской части СССР.
Освободился в 1982. Попытался стать законопослушным гражданином. Трудился водителем самосвала в автобазе Строительного управления ЗабВО. Женился, стал молодым отцом. Денег, естественно, не хватало. Поэтому по вечерам уезжал таксовать на своем «Жигулёнке». Когда выдавалось свободное время, то ходил тренироваться в спортзал.
Именно советская полуподвальная «качалка» на улице Калинина и свела в 1989 году вместе нескольких молодых людей, которым предстоит составить костяк будущей «Осиновской» преступной группировки. Судьба этих людей типична для братков той поры. Значительной части представителей первого состава банды сегодня уже нет в живых. Живые тоже явно не в фаворе. Домушник Андрей Бондаренко (Бай) падёт жертвой криминальных разборок в 1993. Андрей Дутов (Дутик) сгинул в середине 90-х в Украине, где скрывался после совершения громкого убийства в Чите авторитета по кличке Боцман. Умер от передозировки наркотиков самый старший член банды по прозвищу Паша Зима. Бывший боец спецназа ГРУ Игорь Мельничук (Красный) повесится в октябре 2014 года в камере читинского СИЗО. Его армейский сослуживец Евгений Гуляев (Гуляха) в 2014 году сядет на 13 лет за соучастие в умышленном убийстве.
Но всё это будет потом. Пока же на дворе начало 90-х годов. В стране перестройка. Бурно цветёт кооперативное движение. В воздухе явно чувствовался запах перемен. Начинающие бандиты были молоды, беспринципны, амбициозны и … очень хотели лёгких денег.
«Мы бывшие спортсмены…»
Официально преступная группировка Осинцева образовалась в Чите в 1991 году. Но «Осиновской» её назовут не сразу. Первое время парней называли «Драконовскими». Нет, не по манере поведения, а по месту сбора — фешенебельному в то время мотелю «Красный дракон», что в районе ЗабИИЖТ.
Группировка быстро завоевывает себе место под солнцем конкретными делами. В конце 1990 года Мельничука арестовывают за вымогательство, а Осинцева — за скупку краденого. Несколько месяцев они проведут в следственном изоляторе, но всё обойдется. Красный получит условный срок, а Осина и вовсе ограничится сроком, проведённым в СИЗО. Потом будут большая драка с азербайджанцами в Сосновом Бору, разборка с вышибалой в кафе на КСК, «крышевание» коммерческих киосков на вокзале и прочее-прочее-прочее.
Преступная группа обрастала новыми людьми. Осинцев привёл уголовников и друзей по школе. За Мельничуком пришли его армейские сослуживцы по 24-й бригаде специального назначения ГРУ.
По словам одного из тогдашних сотрудников милицейского «шестого отдела», к 1992 году — развалу Советского Союза и укоренению организованной преступности — под началом Осинцева и Мельничука уже было от 30 до 50 криминальных «штыков», объединённых в несколько обособленных бригад.
Как рассказывал автору несколько лет назад один из первых начальников УБОП полковник милиции Юрий Глотов, скоропостижно скончавшийся в 2014 году, пацаны из «Красного дракона» были наиболее типичными представителями новой организованной преступности. В отличие от уголовников ещё советской поры, криминал не был для них самоцелью или способом противопоставления власти и обществу. Бандитские методы они использовали, в первую очередь, для обогащения. Поэтому группировка Осины стала одной из первых в Забайкалье, которая не чуралась легальных способов дохода.
Её лидеры — Осинцев, Мельничук и Зимин (Зима) — были оформлены экспедиторами в некоем ИЧП «Партнёр», занимаясь автомобильным бизнесом.
Впрочем, криминала тоже хватало. Помимо вокзальной торговли, как пишет в своей книге «Большая медведица» известный бандит из 90-х Олег Иконников, под крылом у «Осиновских» также находился богатый коммерческий магазин «Лион» на улице Бабушкина. Одна из бригад группировки «крышевала» маршрутные такси, впервые появившиеся в Чите в 1992-1993 годах. Другая занималась поставками в Забайкалье из Северного Кавказа крупных партий водки, попутно ухитряясь привозить огнестрельное оружие. А ещё была перепродажа транспорта, угнанного в других регионах, и откровенные разбои.
В 1992 году вооруженными налетами на коммерческие киоски города занимался некто по прозвищу Галсан-старший с несколькими верными отморозками, тогда ошивающийся вокруг «Осиновских». В одном из нападений бандиты нарвались на милицейскую засаду. Не видящие берегов отморозки сдаваться не стали, а начали отстреливаться. Ответным огнём Галсан-старший был убит на месте. Преступный мир, как говорят, тогда очень скорбил.
«Время» было такое
В 1992 году Осинцев и Зимин на деньги «Партнёра» приобрели на Сахалине около 20 подержанных иномарок. Машины доставили в Читу военно-транспортным самолётом и выставили для дальнейшей перепродажи на автостоянке с нетипичным названием «Время», расположенной на улице Богомягкова, выше Старого рынка. Это стало причиной конфликта с более влиятельной группировкой криминального авторитета Сергея Селивёрстова (Боцман).
В один из дней на стоянку заявился Боцман с несколькими людьми и потребовал отдать в «общак» два автомобиля, угрожая в противном случае сжечь всю технику.
Дабы не провоцировать конфликт, машины решено было отдать. Но сыр-бор на этом не закончился. Через некоторое время произошёл дорожный конфликт между Селиверстовым и его подручным Парыгиным с одной стороны и осиновским боевиком Дутовым — с другой. Последний, не зная, что машины отданы на «общак», увидев в одной из них чужаков, сказал тем что-то обидное. В ответ те выволокли Дутика из его авто и крепко избили.
Осинцев избиение друга не простил, решив отомстить Селиверстову и его людям. В один из осенних вечеров 1992 года перед кафе «Одесса» по улице Ленина, 120 (ныне гостиница «Аркадия»), служившим штаб-квартирой для Боцмана со товарищи, прогремел взрыв. Под одну из машин катнули гранату. Повреждений, как ни странно, не было. Покушением это было или просто попыткой напугать, неизвестно. Но сам Боцман особой тревоги потом не поднимал, считая, что это хулиганы кинули взрывпакет.
Но и после этого конфликт не затух. Отойдя от избиения, Дутов в частном порядке решает убить Боцмана. Возле того же кафе «Одесса» он несколько раз стреляет в обидчика из пистолета и сбегает оттуда на «Москвиче». Селиверстов был серьёзно ранен в шею, но, спасибо медикам, выжил и вскоре вернулся в бандитский строй.
О другом конфликте, который окончательно расколол преступный мир Читы, рассказывается всё в той же книге «Большая медведица». Якобы в 1992 году в кафе «Космос» по улице Богомягкова, служащем штаб-квартирой для криминального положенца Читы Трифонова (Интеллигент) Боцман, будучи адептом старых ценностей, жестко и прилюдно отчитал Осинцева и Зимина за то, что они отошли от криминальных законов. Дескать, вместо того, чтобы самим воровать и поддерживать арестантов за решеткой, те занимались рэкетом, гуляли по ресторанам и казино, да и вообще вели очень красивую и неподобающую для преступного мира жизнь. Назревало открытое противостояние двух преступных группировок — старой и новой волны.