"Пробираясь с корзиной мимо прилавка с ликеро-водочными изделями, я не рассчитал габариты и разбил несколько бутылок дорогого алкоголя, подбежал охранник, сказал платить" - такая ситуация вызовет стресс практически у любого покупателя. Многие из нас предпочтут совершить покупку разбитого и разойтись, кто-то будет в штыки бодаться до последнего, доказывая свою правоту...
А теперь несколько десятков строк о том, как себя вести в данной ситуации. Какой фразой можно отшить охранников, кассиров и кассовый бомонд магазина.
Первое, что должно прийти вам на ум в такой ситуации - это статья 1064 Гражданского Кодекса РФ "О правилах работы предприятия розничной торговли (сокр.)", если быть точнее, то заветная строка из статьи: "Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет что вред причинен не по его вине...".
Что это вам дает: Например, можно сослаться на мокрый пол! Да да, попробуй докажи, что пол в момент причинения вреда был сухим, а не мокрым. Или вот еще: ты берешь банку варенья, а рядом стоящая банка расшаталась, упала и разбилась! Но с чего тебе вдруг оплачивать хирургическое вмешательство в строение рук мерчендайзера? Товары должны стоять на прилавке устойчиво, быть закреплены на полках - это работа мерчендайзера, и платить ему должен работодатель, а не вы!
Второе, что ты должен вспомнить - это ГОСТ 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий" и СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", в которых четко регламентируются расстояния между соседними стеллажами! Чем больше торговая площадь - тем больше расстояние между полками, но минимально допустимое на площади до 100м2 равняется 1,4 метрам!
Картина по площадям и расстояний между полками из этих документов следующая:
- до 100 м2 - 1,4 метра;
- 100-150 м2 - 1,6 метров;
- 150-400 м2 - 2 метра;
- свыше 400 м2 - 2,5 метра;
Получается, что если вы видете в магазине островок с акционными товарами, а справа и слева от него две тележки не могут разъехаться - можете быть спокойными, если что-то отсюда разобьется или упадет. Тем более, что возвращаясь к теме работы мерчендайзера - вряд ли пирамидка из банок пива на островке акции хорошо закреплена и стоит устойчиво.
Третье, что ты вспомнишь, когда к тебе подлетит полусонный охранник - статья 203 Уголовного Кодекса РФ. Если конкретно, то там есть мера наказания с лишением свободы сроком до 7 лет в случае превышения полномочий сотрудником ЧОП (Частное охранное предприятие). Поэтому если охранник треплет вас за рукав, предлагает обыскать, грубить, угрожать - напомните ему о 203 статье.
Четвертое: если первые три пункта не уладили конфликт и безграмотные сотрудники магазина до сих пор конфликтуют - используйте следующую инструкцию к применению:
1) Заявляешь о своей невиновности и требуешь жалобную книгу.
2) В книге пишешь все обстоятельства случившегося со временем, перечнем свидетелей, если таковые имеются и всех участников конфликта, включая охранников, администраторов, себя и работников кассы!
3) Требуй составить акт о порче товара, в котором также пишешь все обстоятельства произошедшего: и скользкий пол и неудачную расстановку продукции на полке. Любые обстоятельства!
4) В конце концов, отказывайся оплачивать что-либо без решения суда. Да да, ты не должен никому ничего оплачивать, пока нет такого решения. До этого вряд ли дойдет, ведь судебный процесс будет подразумевать выезд проверяющих органов в магазин, судебные издержки и еще кучу различных проблем для магазина.
5) Покидаем магазин с теми покупками, которые по своему желанию оплатили на кассе.
Спасибо, что прочитали до конца мою статью! Желаю вам не попадать в такие ситуации, но тем не менее быть к ней готовыми!
Ну и вопрос: расскажите о подобных случаях из своей жизни! На сколько денег попадали?