Письмо Alfred Luchs своей жене от 19.12.1943
«Дорогая Гретель.
В этот тихий день я решил вам написать несколько строк. До сих пор не было времени, и вы, наверное, это чувствуете, когда пишете мне. Потому что это немного отличается от того что вы видите в кинохронике или читаете в книгах о войне.
Кажется, я быстро привык к этому, хотя наш бункер очень узкий и ветреный. Траншеи полны грязи, и ты выглядишь ужасно, о смене одежды или сапог лучше не думать.
Нужно с трудом бороться с собой чтобы не стать равнодушным к чистоте. Вода и мыло в дефиците. Дрова для отопления мы должны искать и измельчать в короткие сроки. Питание хорошее. Еду приносят в темноте. Поскольку рассветает в 3 часа, то работа на улице начинается в 6 часов утра. Потом спим.
Вчера был сильный обстрел - свистело со всех сторон. Но не каждая пуля попадает поэтому не стоит слишком беспокоиться. Мы находимся в деревне, из которой, однако, ничего не видно. Зато из траншеи мы хорошо видим наших противников, но и они тоже видят нас.
Я понимаю, что у человека здесь получает другое воззрение, да и люди тут показывают себя с совершенно другой стороны. Даже будучи подчиненным, жить с людьми гораздо труднее, чем во время тренировок. В этом отношении я получил группу из 6 человек, в основном старые хулиганы, но все они очень разные по характеру.
Если бы вы могли видеть, как солдат на Востоке живет, сражается и скучает по всему, нужно удивляться и удивляться. Но мы делаем все, чтобы наша родина не выглядела как эта бесплодная страна, разорванная и недружелюбная.
Я чувствую, что моя предыдущая жизнь была прекрасной мечтой в другом мире. Хотя я мог оказаться с тобой 2 недели назад, но все сложилось не в лучшую сторону. Часто я мысленно бываю с вами и в нашем прекрасном доме. А теперь будь здорова и иногда думай о маленьком солдате.
Приветствую тебя, Гого и нашего дорогого мальчика, с уважением от вашего папы».
оригинал письма