Вопрос был сформулирован следующим образом: "Сотрудница принесла больничный лист по основному месту работы, а там, где она работает по совместительству, больничного листа нет. Можно ли оплатить по основному месту работы, включая в расчетный период суммы заработка за два года (работает неполных два года) с места работы по совместительству? Как осуществляется расчет, если работник работает на условиях неполного рабочего времени?"
1. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). Согласно ст. 13 этого закона назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В случае, когда работник на момент наступления страхового случая работает у нескольких страхователей, назначение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится по правилам, предусмотренным ч.ч. 2, 2.1 и 2.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в зависимости от того, кто был работодателем в расчетном периоде.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ нет указания на то, что застрахованное лицо для назначения пособия по всем местам работы должно отработать у каждого работодателя весь расчетный период полностью. Законодательство содержит лишь требование о «занятости» работника у всех нынешних страхователей в двух предшествующих годах. Поэтому, если исходить из буквального толкования нормы ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, работник, хотя бы один день отработавший у каждого из нынешних работодателей в течение двух предшествующих календарных лет, имеет право на получение пособия по всем местам работы из полученного по этому месту работы заработка.
Вместе с тем представители ФСС данную норму трактуют иначе и высказываются против назначения пособия работнику в ситуации, когда он проработал менее двух лет.
Найденные нами примеры судебной практики по данному вопросу также позволяют сделать вывод о том, что к настоящему моменту у судов сформировалась определенная позиция по данному вопросу, согласно которой для приобретения права на получение пособия по нескольким местам работы застрахованное лицо должно отработать у нынешних работодателей полные два года, предшествующие году наступления страхового случая (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2016 № 15АП-14666/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 № 09АП-25262/14 (законность постановления проверена определением Верховного суда РФ от 18.02.2015 № 305-ЭС14-8315)).
Таким образом, учитывая позицию упомянутых государственных органов, представляется, что в рассматриваемой ситуации следует применять не ч. 2, а ч. 2.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, в соответствии с которой пособие назначается и выплачивается по одному из последних мест работы по выбору сотрудника, при этом работодатель исчисляет пособие из заработка, полученного работником по всем местам работы за расчетный период.
2. Если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка либо средний заработок за такой период в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ. Если при этом застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
Специалисты ФСС России неизменно трактуют эту норму как предписывающую в упомянутых случаях сравнивать фактический заработок работника с долей МРОТ, определенной пропорционально продолжительности рабочего времени. И если фактический заработок ниже, то в дальнейшем в расчетах необходимо использовать именно долю МРОТ (письмо ФСС России от 14.12.2010 № 02-03-17/05-13765).
При этом Фонд уточняет, что фактический заработок перед его сравнением с долей МРОТ уменьшать пропорционально продолжительности рабочего времени, установленной на момент наступления страхового случая, не нужно (письмо от 16.11.2015 № 02-09-14/15-19990).
Пример:
Работнику установлена 20-часовая рабочая неделя при норме 40 часов. При наступлении у него в июле 2019 года нетрудоспособности минимальный средний дневной заработок для исчисления пособия будет составлять:
11 280 руб. : 40 ч х 20 ч х 24 : 730 = 185,42 руб.
Предположим, вся сумма фактических начислений за два года расчетного периода составила 125 000 руб.
Средний дневной заработок = 125 000 руб. : 730 = 171,23 руб.
В этом случае величина, посчитанная из доли МРОТ, больше фактического среднего заработка, поэтому она используется для дальнейшего расчета.