Найти тему
Заметки

Санитарная авиация спасет от бездумной "оптимизации"?

Россия огромнейшая страна над которой никогда не заходит солнце. Но вот в части логистики - беда, есть целые регионы в которых отсутствуют не то что дороги, но и направления. Многие населенные пункты, центральной России, не говоря уже о горных районах и районах крайнего севера, не имеют подъездных путей. Прибавьте к этому "оптимизацию Минздрава" - уничтожение больниц и поликлиник в населенных пунктах с населением даже больше 5000 человек, заставляющая людей, обращаться за медицинской помощью за сотни километров от дома. Для обеспечения полноценной жизнедеятельности таких населенных пунктов применяется малая авиация, и как ее медицинская часть - санитарная авиация.

Санитарная авиация - авиация предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности и большой удаленности от медицинских учреждений.

Начиная 1925 года, санитарная авиация в ведении Минздрава СССР (Наркомздрава) постоянно наращивала свое присутствие, как в числе больниц так и в количестве машин малой авиации. К 1968 году насчитывалось 164 больницы, к которым были приписаны самолеты и вертолеты санитарной авиации. Выпускались специализированные модификации для медиков, как самолетов Ан-2, Ан-28, Ту-104, так и вертолетов Ми-2, Ми-8МБ, Ми-8МТВ. К сожалению, после развала СССР, санитарная авиация, как впрочем и малая авиация в целом, была почти уничтожена.

-2

Остатки санитарной авиации были собраны в 1992 году министерством Гражданской авиации России в центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО), позднее отряд передали в ведение МЧС РФ. И все, как любят говорить наши политики "нецелесообразно" применение такой авиации. И вот, начиная с 2011 года, со скрежетом, но все таки пришло понимание о необходимости, а иногда и о незаменимости спасательной авиации в России.

К 2017 году на базе территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) стали появляться вертолеты санавиации. Начало положено уже хорошо. Правда наши региональные политики, заказывая или получая авиатехнику не всегда задумываются о инфраструктуре и специализации техники.

Ми-8АМТ Воздушный госпиталь.
Ми-8АМТ Воздушный госпиталь.

Летом этого года первый вертолет Ми-8АМТ санавиации прибыл в Новосибирск. Его очень ждали и он очень нужен, но почему то не властям огромного региона. Чтоб было понятней Ми-8АМТ не просто вертолет санавиации, это воздушный госпиталь, на его борту можно даже оперировать. Как и полагается, он обладает мощными турбированными двигателями, производящими шум в диапазоне 100-140 Дб. И что делают власти? Приписывают эту махину к областной клинической больнице. А так как, для "ожидаемого" вертолета не сделана, соответствующая площадка, решили его сажать на кое как заасфальтированную площадку в 100м от жилого квартала (со звуком лучше), для видимости обслуживания подогнав еще и армейский бензовоз.

То есть одних спасаем других гробим, мало того что бензовозу там делать нечего (должно быть подземное хранилище), так еще и нарушаются требование допустимых уровней звукового давления на территории жилой застройки (таблица 3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки»), что вызывает кучу опасных болезней, особенно у детей.

Неужели при всей истерии вокруг машин скорой помощи, которых сейчас пропускают даже муравьи, нельзя доставлять больных с аэродрома на реанемобилях? Обязательно ждать когда живущие рядом с больницей станут ее пациентами? На этот вопрос уже ответил третий арбитражный суд г.Красноярска явно не в сторону шума.

Малошумный вертолет Ансат на оборудованной площадке больничного комплекса Волгограда
Малошумный вертолет Ансат на оборудованной площадке больничного комплекса Волгограда

Все же в целом возрождение санавиации не может не радовать, но думаю даже она не спасет от бездумной "оптимизации". Хотя хочется верить, что возродится и противопожарная, да и вся малая авиация.

Если статья была интересна ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением, оно очень важно для повышения качества статей.