Найти тему

Случай из практики

Мужчина был небольшого роста, но могучего телосложения. На дворе было лето, и под обтягивающей тело футболкой угадывались квадраты мышц на животе, а внушающие уважение бицепсы вообще были на виду. Всё свидетельствовало о том, что он бОльшую часть свободного времени проводит в тренажёрном зале.

К. (назовём его так) сообщил, что к психотерапевту его направлял участковый терапевт, а потом и кардиолог, работавший с клиентом.

Проблема К. заключалась в том, что при виде своего непосредственного начальника у него начинались «перебои в сердце» - так он сам назвал эти неприятные состояния. Перебои были не при каждой встрече с боссом, сам он был на работе на хорошем счету, на кардиограммах эти «перебои» не определялись. Вообще сердечная деятельность на всех исследованиях была в пределах нормы.

Да и чего ей быть не в норме: мужчине чуть за сорок, разведён, работает, имеет квартиру, машину, не пьёт, не курит, всё свободное время проводит в «зале».

Женщин в свою жизнь старается не впускать, потому что брак был неудачный, жена, ещё будучи в браке, нашла себе другого мужчину, и уход свой оправдывала тем, что он «плох в постели». Сам он знает, что это не так, потому что после брака у него были короткие романы с женщинами, и женщины после встреч с ним претензий не предъявляли, а, напротив, были вполне удовлетворены.

Стали выяснять, почему именно начальник вызывает неприятные ощущения со стороны сердца. Надо сказать, что любые проблемы с сердцем вызывают у обычного человека панический страх смерти, и К. не был исключением из этого правила. Даже воспоминания об этих «перебоях» вызывали у него своего рода панические атаки: он бледнел, с очень большим трудом подбирал слова для описания этих состояний, начинал заикаться и всеми способами старался уйти от обсуждения актуальной ситуации.

В конце концов я пошёл напролом – спросил, чтО может у него начальник «перебить», если сам он вызывает сердечные «перебои». И тут я внезапно увидел ту же реакцию страха и паники, какую видел у К. в ответ на воспоминания о «перебоях». Чувствуя азарт охотника, я спросил: «Начальник может уволить Вас, не более того…Это для Вас катастрофа?»

Оказалось, да! Человек, внешне вполне самодостаточный и самостоятельный, не мыслил себя вне своего стереотипа существования: работа и тренажёрный зал. И больше НИ-ЧЕ-ГО!

А подсознание, считывая его страхи, при виде начальника снова и снова напоминало ему о риске потерять работу, которая была символом стабильности его «зомбированной» жизни: работа – дом – зал – дом – работа. Впрочем, может быть, подсознание призывало его взбунтоваться и разом бросить вызов всем стереотипам его достаточно убогого бытия. В любом случае, мысль, поданная мной, что он, с учётом его большого спортивного опыта, уже мог бы в случае увольнения с работы, даже и по настоянию начальника, работать тем же инструктором по фитнесу или тренером по бодибилдингу, его очень воодушевила. А злополучные перебои стали возникать всё реже и реже, и вскоре прошли окончательно.

Всем счастья и успехов!