Найти тему
Гаврилко Татьяна

Со своим уставом, в чужой монастырь не суйся.

Я с раннего детства знаю эту пословицу, однако только сейчас, побывав в монастыре, на собственном опыте, поняла всю суть этого изречения.

Началось все с того, что в июле, мы поехали в Псково-Печерский монастырь, как путешественники. Строгая и отрешенная красота монастыря, его атмосфера, реки паломников, произвели на меня большое впечатление. За день посмотреть и побывать во всех храмах мы не успели, и очень хотелось вернуться сюда еще.

Сказано, сделано. В августе я приехала уже на неделю, чтобы неспешно погрузиться в эту особую, ни с чем не сравнимую духовную атмосферу, найти ответы на свои собственные вопросы.

Монахи большие труженики, их день очень длинный и насыщенный. Помимо служб и молитв, они очень много работают. Каждый отвечает за собственный участок работ. В монастыре трудится много людей. Те, кто живет рядом, на постоянной основе, много людей приезжает на определенное время, кто на пару дней, кто на неделю, а кто и на дольше.

Все стараются попасть на утреннюю службу, а потом, после работы, на вечернюю. Людей, которые приезжают и помогают монастырю называют "трудниками", и они несут послушание.

Меня определили на монастырские заготовки. Ох и масштабное же это дело. Сейчас, в начале августа, все что выросло на поле, в теплицах, в лесу, все надо успеть заготовить на целый год, поэтому работа кипит с раннего утра и до позднего вечера. Помидоры, огурцы, черника, голубика, земляника, брусника, лисички, перец.

-2

В каждом монастыре, а тем более в таком старом и знаменитом на весь православный мир, как Псково-Печерский, есть свои, веками сложившиеся уклады жизни, в том числе и хозяйственной. Есть хорошо проверенные веками рецепты и технологии заготовок. Их ревностно соблюдают, так как они обеспечивают качество, и тот неповторимый монастырский дух. Все знают, что если какой-то продукт монастырский, то это знак высокого качества и неизменного вкуса.

Так вот, про пословицу об уставе, с которым в чужой монастырь не ходят. Трудники, приезжающие помогать монастырю на определенное время, имеют свой жизненный опыт, а учитывая, что на заготовках были исключительно женщины, то и опыт этих самых заготовок, чем непременно хотели поделиться с окружающими.

Почти каждое утро начиналось с того, что кто-нибудь из новеньких, пытался внести собственные изменения то в технологию, то в рецепт. Сия участь не обошла и меня, очень хотелось поделиться одним рецептом. Однако я сдерживала себя, понимая, что никто не ищет эту информацию и в данный момент она не актуальна.

В общении я переключилась в режим сбора информации и это оказалось намного продуктивнее для меня, чем похвастаться, какая я опытная хозяйка. Это расширило мои возможности и добавило несколько замечательных монастырских рецептов в мою поварскую книгу.

Эта стратегия общения оказалась уместной, и уже на третий день меня иногда спрашивали, что у думаю и были готовы выслушать мое предложение. То есть, сначала, необходимо внимательно выслушать собеседника, дать ему высказать свою точку зрения, и только тогда, убедившись, что вас готовы слушать, раскрыть свою собственную.

Кто-то сразу улавливал это, а кто-то все настоятельно пытался переиначить заведенный порядок, вызывая раздражение у окружающих. Почему раздражение? Да потому, что это воспринималось, как "вы тут ничего не понимаете, сейчас я вас научу".

Кто-то сразу понимал фразу "у нас, в монастыре, так заведено", а кто-то пытался перестроить под собственный опыт и понимание, а потом очень расстраивался, сталкиваясь с непоколебимостью отвечающей за монастырские заготовки убеленной сединами семидесятилетней хранительницы.

Представляете, чтобы было, если бы уставы менялись каждый раз, когда бы они не устраивали нового человека?

В общении очень важно уметь показать уважение к точке зрения своего собеседника и переключаться между режимами передачи и приема информации. И не менее важно, понимать когда и какой из режимов необходимо применить.

А вы сталкивались с тем, что чужие люди пытаются изменить ваш устав без вашего на то запроса?