Найти тему
Память Даурии

Траурный марш села Курунзулай. Старики вместо коней.

Гражданская война дело страшное и жестокое. В этой войне гибли на фронтах проходивших по родной земле, в битвах не с иноземными врагом, а со своими же соотечественниками, подчас членами одной семьи.
Существует спорный вопрос: "Могут ли быть в братоубийственной смуте герои?" Однозначного ответа на это быть не может. Единственное же, что не вызывает споров - это жестокость, которая расцвела буйным цветом в сердцах людей.
Жестокость порождала ненависть, ненависть рождала месть и все шло по кругу. Замкнутый круг террора, выходом из которого могла быть лишь только победа, полное истребление оппонента.
В
предыдущей статье мы писали о том, как партизанами из Алтагачанской коммуны ,были выбиты белые из села Курунзулай . В сегодняшней статье мы расскажем, что же было дальше.
Как только красные покинули Курунзулай, из леса явились белые, лишь с одной целью мстить населению села на кануне праздновавшего приход красных партизан. Люди от страха попрятались по избам, кто поумнее, да по сноровистей побежал в лес.
В бессмысленной злобе, не разбираясь кто прав, а кто виноват, белые принялись вымещать злобу за расстрелянных, порубанных шашками товарищей на беззащитных селянах. Народ согнали на площадь перед церковью.

с.Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ"
с.Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ"

Снеся нещадные побои, запуганные курунзулайцы по требованию белых офицеров рассказали, где были захоронены дружинники.
Истерзанные партизанами белогвардейцы нашли свой последний приют в заброшенной медной шахте, что располагалась примерно в двух верстах от села. В древние времена предки эвенков занимались в этих местах добычей меди, так же стояли доменные печи, но они не сохранились. Хорунжий приказал отделить от основной массы стариков и подготовить подводы. Процессия стариков отправилась вслед за подводами к шахте. Хорунжий нанеся несколько хлестких, ловких ударов по старикам для острастки и сговорчивости, приказал доставать из шахты трупы и укладывать их на подводы.
- Да укладывайте не абы как, а с пиететом. Не мешки кидаете, а казаков. - разъяснил хорунжий.

Шахта.
Шахта.

Как только последний труп был поднят из шахты и уложен на сани, старики вздохнули с облегчением. Рано они подумали об отдыхе, как оказалось основная работа еще и не начиналась.
Хорунжий распорядился:
- Выпрягай лошадей!
Старики не понимая в чем подвох исполнили все как было приказано. Затем хорунжий приказал старикам самим запрячься в подводы вместо лошадей. Старики не могли поверить своим ушам, полагая что неправильно поняли офицера, но пара ударов нагайкой и повторный приказ запрягаться, подтвердили, что со слухом у них все в порядке. Старики, один за другим, подошли к саням, подняли тяжелые оглобли, ухватились за них натужились, и сани с визгом тронулись с места. Медленно сани покатились по грязному уже тающему снегу, то тут то там на проселочной дороге были уже проталины, полозья саней не хотя, тяжело катились по ней. Кошмарная, траурная процессия состоящая из сотни казаков и запряженных вместо коней стариков направлялась к станции Борзя.
Хорунжий приказал везти тела на станцию Борзя, чтобы оттуда переправить их по железной дороге в Читу. От медного рудника до Борзи было семьдесят пять верст. Старики позеленели, согнулись в клюку, в слезящихся от напряжения глазах появилась обреченность. Но они все-таки тянули сани километр за километром. Подгоняемые ударами плетью. Как заправские кони или бурлаки, молча тянули они свою страшную ношу. Не страха , ни чего не осталось в их головах и сердцах. За двое суток мучительной работы, с короткими перерывами, сознание их пришло в полное опустение. Надежда покидала изможденных стариков, многие , если не все смерились с не минуемой, скорой смертью от усталости и нескончаемых ударов плетьми. Вечером третьего дня 19 марта 1919 года траурная процессия наконец-то вышла к Борзе.
Хорунжий приказал:
- Прру, все приехали. Распрягай коней.
Старики бросили оглобли и от усталости пали на землю.
Целый день им понадобился чтобы отдохнуть, многие заболели простудой, и маялись температурой, лишь на пятый день кое как собрав оставшиеся силы старики побрели в обратный путь, в родное село. Неделю заняло все их страшное путешествие, лишь надежда на то, что их мучения смогли оградить односельчан от издевательств грело им душу, но как оказалась напрасно. После захвата села красными в отряд алтагачанцев вступило почти три сотни человек.

с.Курунзулай и окрестности. Google maps.
с.Курунзулай и окрестности. Google maps.

Зная, что окрестности Курунзулая стали лежбищем партизан, а в самом селе много сочувствующих им и многие из села подались в коммунары, белые часто стали наведываться в село с карательными рейдами.
Из жителей села активными участниками Алтагачанской коммуны были: М. Якимов, В. Матафонов, И.Е. Зарубин, И.П. Миронов. В начале марта 1919 года из Алтагачанской коммуны выехали в разные районы для подготовки восстания Н. Семенихин и М. Викулов.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Поддержите проект.

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
/Мигель Сервантес/